logo
Тенденции изменения принципов построения системы денежного довольствия военнослужащих по контракту на современном этапе

Ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы

3854

15,7

4593,1

16,5

5102,5

15,5

5740

15,9

Процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими гостайну

355,1

1,4

399,4

1,4

1331

4,1

1497,6

4,2

Ежемесячная надбавка за командование подразделением

300,0

1,2

350,0

1,3

400,0

1,2

500,0

1,4

Денежное вознаграждение за классную квалификацию

177,5

0,7

199,7

0,7

354,96

1,1

499,2

1,4

Единовременные дополнительные выплаты (в расчете на месяц)

Премия за образцовое выполнение воинского долга

1474

6,0

1657,25

5,9

1867,50

5,7

2055,7

5,7

Материальная помощь

982,66

4,0

1104,83

4,0

1245

3,8

1370,50

3,8

Единовременное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей

1474

6,1

1657,25

5,9

1867,50

5,7

2055,75

5,7

ИТОГО

24551,26

100

27877,13

100

32854,16

100

36083,75

100

Исходя из рассчитанных в таблице 1 показателей можно сделать вывод о том, что в настоящее время организация денежного довольствия выполняющим служебно-боевые задачи в Северо - Кавказском регионе является неудовлетворительной, так как:

- оклады денежного содержания в общей сумме ежемесячного денежного довольствия составляют всего лишь 32,1-36%, причем, чем выше воинское звание и воинская должность, тем меньше их доля;

- на дополнительные выплаты приходится соответственно от 47,9 до 52,7%, в том числе ежемесячные дополнительные выплаты составляют от 52,4 до 53,2%, а единовременные дополнительные выплаты - 15,2-16,1%.

Таким образом, необходимо отметить следующее:

- существующая система денежного довольствия военнослужащих является неудовлетворительной, оклады денежного содержания в общей сумме денежного довольствия составляют всего лишь 25-30%, а все остальные виды - надбавки;

- отсутствие учета на компенсационной основе ограничений прав и свобод военнослужащих;

- отсутствие реальных механизмов индексации денежного довольствия по уровню инфляции и денежных компенсаций взамен сменяемых или приостановленных льгот.

1.2 Построение системы денежного довольствия военнослужащих и денежного содержания федеральных государственных служащих

Рассматривая анализ построения системы денежного довольствия военнослужащих и денежного содержания федеральных государственных служащих, необходимо иметь представление о государственной гражданской службе РФ.

Государственная гражданская служба РФ _ вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи). Государственная гражданская служба РФ подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

Нормативное правовое регулирование вопросов денежного содержания государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации характеризуется сочетанием федерального и регионального регулирования. В отличие от государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, военнослужащим проходящих военную службу по контракту регулирование вопросов различных выплат и установление окладов по воинскому званию и окладам по воинским должностям производится только на федеральном уровне.

На федеральном уровне применительно к государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации закрепляются следующие нормы о структуре денежного содержания, не противоречащие Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Государственный гражданский служащий, так же как и военнослужащий имеет право на оплату труда и другие выплаты, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и служебным контрактом. Но имеются существенные отличия при заключении контракта с военнослужащим и государственным гражданским служащим. В настоящее время форма, порядок заключения и условия контракта о прохождении военной службы определены Положением о прохождении военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, а государственной гражданской службы от 16 февраля 2005 г. № 159. Имеется настоятельная необходимость совершенствование формы контракта с расширением его существенных условий с тем, чтобы как можно больше показать военнослужащему заключившему контракт, порядок и условия военной службы, его права и обязанности, условия оплаты труда с указанием размера его должностного оклада, надбавок и других выплат, в том числе связанных с результативностью его служебной деятельностью. В.М. Корякин, А.Б. Махаев «О некоторых аспектах совершенствования системы правового регулирования служебной деятельности военнослужащих». «Право в Вооруженных Силах» июнь 2008 г.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и присвоенного ему классного чина, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. Федеральный закон РФ «О государственной гражданской службе РФ» ст.50 от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ Денежное содержание может выплачиваться федеральным государственным служащим, также как и военнослужащим только за счет средств федерального бюджета.

а) Должностной оклад.

Одним из основных элементов оклада месячного денежного содержания гражданского служащего является должностной оклад. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение. Для сравнительного анализа возьмем по трем должностям размеры должностных окладов федеральных государственных служащих, замещающие отдельные должности в органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и сравним их с должностными окладами по воинской должности командира взвода, роты, батальона по 10, 14, 18 тарифному разряду.

Должностные оклады федеральных государственных служащих приведены в таблице 2 с учетом произведенных повышений. Указы Президента Российской Федерации от 30.12.2006 г. №1490, от 18.10.2007 №1376, от 29.03.2008 №421, от 21.09.2008 г. №1394.

Таблица 2. - сравнительный анализ установленных должностных окладов Федеральным государственным служащим с должностными окладами военнослужащих

Наименование должностей федеральных государственных служащих (военнослужащих)

Установленный должностной оклад Федерального государственного служащего

Должностной оклад военнослужащего

Снижение в %

Контролер-ревизор (командир взвода)

3834

3551

(-) 8%

Старший контролер - ревизор(командир роты)

4313

3994

(-) 8%

Главный контролер - ревизор (командир батальона)

4793

4437

(-) 8%

Из таблицы 2 следует, что должностные оклады по воинским должностям командира взвода, роты, батальона ниже должностных окладов федеральных государственных служащих, замещающих младшие и старшие должности государственной службы.

б) Оклад за классный чин.

Вторым основным элементом оклада месячного денежного содержания гражданского служащего является месячный оклад государственного гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин). Оклад за классный чин представляет собой базовый элемент денежного содержания, зависящий от уровня квалификационных требований по занимаемой должности государственной службы. Размеры окладов за классный чин устанавливаются в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Так, возьмем для сравнительного анализа размеры окладов по трем классным чинам федеральным государственным гражданским служащим третьего и первого класса и сравним их с окладами по воинскому званию военнослужащих лейтенанта, капитана, майора.

Классные чины приведены в таблице 3 с учетом произведенных повышений. Указы Президента РФ от 30.12.2006 г. №1490, от 18.10.2007 г. №1376, от 29.03.2008 г. №421, от  21.09.2008 г .№ 1394.

Таблица 3. Приложение №2 к Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. №763. - сравнительный анализ установленных окладов за классный чин Федеральным государственным служащим с должностными окладами военнослужащих

Наименование классного чина и наименование воинского звания

Оклад за классный чин (в руб.) месяц

Оклад по воинскому (в руб.) в месяц

Процентное соотношение к окладу по воинскому званию

Секретарь государственной гражданской службы РФ 3 класса (лейтенант)

724

2345

323%

Референт государственной гражданской службы 1 класса (капитан)

1438

2635

183%

Советник государственной гражданской службы 1 класса (майор)

1840

2833

154%

Из таблицы 3 следует, что установленный оклад по воинскому званию лейтенанта, капитана, майора превышает классный чин секретаря, референта, советника государственной гражданской службы.

Одним из основных элементов выплат федеральным государственным гражданским служащим являются дополнительные выплаты. В состав дополнительных выплат включается: - ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет;

- ежемесячная надбавка за особые условия государственной службы;

- ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

- премии за выполнение особо важных и сложных работ;

- ежемесячное денежное поощрение;

- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Рассматривая дополнительные выплаты федеральным государственным гражданским служащим, можно отметить, что такие же дополнительные выплаты присущи и военнослужащим. Раскроем выплаты федеральным государственным гражданским служащим и сравним их с выплатами военнослужащим.

а) Ежемесячная надбавка за особые условия государственной службы.

Ежемесячная надбавка за особые условия в отличие от военнослужащих выплачивается всем федеральным государственным гражданским служащим государственной службы и может устанавливаться до 200% должностного оклада. Она относится к дополнительным выплатам. Размер надбавки за особые условия государственной службы устанавливается по усмотрению руководителя государственного учреждения. Критериями, что считать особыми условиями гражданской службы по установлению надбавки, и какой размер надбавки может быть минимальным, нет. Данную надбавку можно сравнить с выплачиваемыми надбавками военнослужащим. Таких надбавок в Вооруженных Силах РФ существует шесть видов. Так, например, надбавка за особые условия службы боевой подготовки, которая выплачивается военнослужащим в фиксированных размерах и в отличие от гражданских служащих государственной службы размер ее не может быть уменьшен.

б) Ежемесячная надбавка за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим государственной службы установлена в следующих размерах:

при стаже государственной службы от 1 до 5 лет _ 10%, свыше 5 лет до 10 лет _ 15%, свыше 10 лет до 15 лет _ 20% и свыше 15лет _ 30% и отличается от размера установленных надбавок военнослужащих. Так, например при минимальной и максимальной выслуге лет военнослужащего размер процентной надбавки составляет: от 6месяцев до 1 года 5% , от 25 лет и более 70% от оклада денежного содержания военнослужащего.

в) Ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, федеральным государственным гражданским служащим государственной службы установлена в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 года № 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны».

Выплачивается в следующих размерах ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности», составляет 50 _ 75 процентов, степень секретности «совершенно секретно» _ 30 _ 50 процентов, степень секретности «секретно» при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий _ 10 _ 15 процентов, без проведения проверочных мероприятий _ 5 _ 10 процентов. Сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к ежемесячной процентной надбавке к должностному окладу выплачивается процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в указанных структурных подразделениях.

Размер процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) при стаже работы от 1 до 5 лет составляет 10 процентов, от 5 до 10 лет _ 15 процентов, от 10 лет и выше _ 20 процентов. Размер процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну у федеральных государственных гражданских служащих соответствует размеру военнослужащим.

г) Премии.

Размер премий определяется исходя из результатов деятельности федерального государственного служащего и минимальными размерами не ограничивается. Обычно премии выплачиваются 3 раза в год и составляют 3 должностных оклада. Условия выплаты премий устанавливаются руководителями федеральных государственных органов или их аппаратов. В отличие от федеральных государственных гражданских служащих выплаты премии военнослужащих производятся ежеквартально, в размере до 3 окладов денежного содержания в год.

В качестве вывода необходимо отметить, что имеются отличительные особенности:

- в структуре дополнительных выплат государственных служащих и военнослужащих;

- необъективная дифференциации по уровням денежного довольствия военнослужащих и денежного содержания государственных служащих, приблизительность приравнивания должностей военнослужащих и государственных федеральных служащих.

.Таким образом, на основании этого можно сделать вывод:

- существующая система денежного довольствия является неудовлетворительной, так как оклад денежного содержания , в общей сумме денежного довольствия составляет 25,2%, а все остальное _ надбавки;

- Правительством РФ не разработан реальный механизм индексации денежного довольствия по уровню инфляции и денежных компенсаций взамен сменяемых или приостановленных льгот.

Глава 2. Анализ системы денежного довольствия военнослужащих по контракту

2.1 Действующая система денежного довольствия военнослужащих по контракту

Рассматривая действующую систему денежного довольствия военнослужащих, необходимо отметить направления реформирования материального обеспечения военнослужащих __ перевода неденежных форм обеспечения и льгот военнослужащих в денежную форму, которые условно можно разделить на два этапа:

- первый этап - июль 2002 г. - связан со вступлением в силу Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» от 7 мая 2002 г. № 49 _ ФЗ;

- второй этап __ январь 2005 г. -связан со вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122 _ ФЗ.

Перевод льгот и других неденежных форм обеспечения военнослужащих в денежную форму осуществлялся путем отмены предоставляемых военнослужащим льгот, гарантий и некоторых дополнительных выплат. Одновременно увеличивался размер устанавливаемого военнослужащим денежного довольствия. Рассмотрим пример: так, по состоянию на 1985-1990 гг. стоимость одного проезда в общественном транспорте (наземном, метро) составляла 5 копеек. Денежное довольствие военнослужащих, занимавших в тот период должности командиров взводов, в среднем составляло 260 руб. в месяц111 Российский военно-правовой сборник 2006 г. №7 А.И. Землин «Общие вопросы материального обеспечения»1. С 1 января 2005 г. военнослужащим льгота на бесплатный проезд в общественном транспорте была отменена, одновременно была увеличена стоимость проезда в общественном транспорте (в различных пропорциях в зависимости от вида транспорта и региона). Например, стоимость одной поездки в метро в г. Москве с 1 января 2005 г. составила 13 рублей. Соответственно рост (увеличение) стоимости проезда на данном виде транспорта с 1985 _ 1990 гг. по 2005 г. составил 260 000 раз, или 26000 000%112 А.И. Землин «Общие вопросы материального обеспечения» Российский военно-правовой сборник 2006 г. №72. Если бы денежное довольствие военнослужащих, занимающих должности командиров взводов, увеличивалось с 1990 г. в той же пропорции, что и стоимость проезда в общественном транспорте, то на 1 января 2005 г. его размер должен был бы составлять около 67 600 рублей. Так, если в 1985-1990 гг. денежное довольствие командиров взводов по размеру соответствовало стоимости примерно 5200 поездок в общественном транспорте, то на 1 января 2005 г. денежное довольствие командира взвода соответствовало стоимости примерно 400 поездок в Московском метрополитене. Приведенные расчеты позволяют констатировать существенное снижение объема товаров и услуг, которыми в состоянии обеспечить себя военнослужащие. При этом по состоянию на 1990 г. право военнослужащим на бесплатный проезд предоставлялось.

Рисунок 2. - Сравнительный анализ стоимости проезда в метро с получаемым ДД

Таким образом, на основании изложенного представляется обоснованным вывод, что изменения, внесенные в законодательство по отмене льгот по проезду военнослужащим в общественном транспорте, уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц не являются переводом неденежных форм обеспечения военнослужащих в денежную форму. При увеличении в этом периоде денежного довольствия военнослужащих реальная стоимостная оценка отменяемых видов неденежных форм обеспечения военнослужащих не учитывалась. Обстоятельством, подтверждающим это, является неуклонное падение уровня покупательной способности денежного довольствия военнослужащих и соответственно их уровня жизни и уровня жизни их семей.113 Юридическая энциклопедия военнослужащего 2004 г. №10 стр. 5-103 Так, военнослужащий, занимавший воинскую должность командира полка в 1990 г., получал денежное довольствие в размере около 460 рублей. С 1 марта 2005 г. военнослужащий, занимающий воинскую должность командира полка и проходящий военную службу не в городе федерального значения или в столице субъекта Российской Федерации, ежемесячно получает денежное довольствие в размере около 10 000 руб. с учетом введенного ежемесячного денежного поощрения в размере должностного оклада (со всеми необязательными выплатами за год в расчете на месяц - около 12 000 руб.). Для того чтобы в январе 2005 г. этот командир полка мог приобрести такое же количество товаров и услуг, какое мог в 1990 г. приобрести военнослужащий, занимавший такую же должность, он должен был бы получать около 30 480 рублей. Таким образом, уровень материального обеспечения военнослужащих, занимающих должности командиров полков, с 1990 г. по 1 января 2005 г. снизился примерно в три раза. Анализ действующей системы денежного довольствия за последнее время показывает, что, несмотря на не однократное повышение размер денежного довольствия военнослужащих продолжает оставаться крайне низким источником доходов военнослужащих. По данным Госкомстата России уровень инфляции в России составил в 2008 г. 13,3%, в 2009 г. 8,1 %, в 2010 г. 8,5%  Российская газета от 26 .01 2011 г. Официальная инфляция является показателем реальной жизни военнослужащих. Неудовлетворительное социально-экономическое положение большинства военнослужащих полностью подтверждается результатами опросов независимых российских социологических организаций. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 40% опрошенных россиян, независимо от социального происхождения, политических пристрастий, принадлежности к тому или иному социальному слою, уровня доходов и места жительства, признали, что семьи военнослужащих в настоящее время живут бедно, ниже среднего российского уровня, а большинство (58%) россиян считают, что социально-экономическое положение военнослужащих должно находиться выше общероссийского среднестатистического уровня. Необходимость повышения уровня денежного довольствия и удовлетворения социальных потребностей военнослужащих, лиц гражданского персонала, военных пенсионеров и членов их семей не является чем-то новым. Российские власти уделяли этому в последние годы большое внимание. Так, в июле 2007 г. была разработана «Стратегия социального развития Вооруженных Сил РФ на период до 2020 года» Новый вектор. Документы. Проект стратегии. // Красная звезда от 18.04.2008., которая в апреле 2008 г. официально вступила в действие. Приказом Министра обороны РФ № 241 от 28 апреля 2008 г. «О создании комиссии Минобороны РФ по реализации Стратегии социального развития в ВС РФ» для реализации этой Стратегии была учреждена наблюдательная комиссия.

«Генеральной целью Стратегии является удовлетворение социальных потребностей военнослужащих, лиц гражданского персонала, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей…». В рамках достижения генеральной цели Стратегии планировалось решение следующих задач:

1. Улучшение культуры и досуга, физкультуры и спорта, информационного и торгово-бытового обслуживания военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

2. Совершенствование профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих.

3. Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

4. Повышение безопасности военной службы.

5. Улучшение жилищных условий военнослужащих.

6. Повышение размеров и улучшение качества предоставления денежного довольствия военнослужащих, заработной платы гражданскому персоналу и пенсий гражданам, уволенных с военной службы.

7. Обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Таблица 4. - Этапы реализации «Стратегии социального развития Вооруженных Сил РФ»

Мероприятие/

Срок

Годы

I этап

(2008 - 2012 гг.)

II этап

(2013 - 2017 гг.)

III этап

(2018 - 2020 гг.)

Повышение размера денежного довольствия

95%

от средней заработной платы работников отраслей экономики страны

110%

от средней заработной платы работников отраслей экономики страны

125%

от средней заработной платы работников отраслей экономики страны

При этом предусматривалось ввести Вооружённые Силы РФ «…в пятёрку лучших армий мира, в том числе по основным социально-экономическим показателям…», а военнослужащих, проходящих службу по контракту, - «… в состав среднего класса страны…». Для этого, как предполагалось, их денежное довольствие должно превысить среднюю заработную плату по стране на 25%, а военные пенсии должны подняться до уровня 80% от денежного довольствия. Однако здесь сразу возникают, как минимум, два вопроса:

1. Денежное довольствие, какой категории военнослужащих будет соответствовать заявленным показателям (1 тарифному разряду - рядовой, проходящий военную службу по контракту, 10 тарифному разряду - лейтенант, командир взвода)?

2. Уровень средней заработной платы по отраслям экономики страны сегодня относительно невысок и составляет 13 - 25 тыс. руб. Имеет ли смысл ориентироваться на эти цифры?

Видимо по этим причинам, чуть позже, бывший заместитель Министра обороны РФ по финансово -экономической работе Л.Куделиной заявила, что «… снова речь идет о возврате к прежней системе, когда кошелек офицеров и прапорщиков зависел не от дополнительных выплат, а, в первую очередь, от звания, должности, выслуги лет. Именно эти три показателя формируют основу денежного довольствия военнослужащих и напрямую влияют на размер их будущей пенсии…» Гаврилов Ю. «Военным добавят «крупно». Но с 2010 года». - «Российская газета». - № 147 (4704). - 10-  16 июля 2008 г.. Далее, согласно поручению Правительства РФ от 9 сентября 2008 г., законопроект по вопросу реформирования структуры денежного довольствия должен был быть подготовлен до 1 октября 2009 г. В.Озеров «Законодательное обеспечение обороны и безопасности России». - Военно-промышленный курьер № 1 (267) от 14-20 января 2008 года. Вновь подтверждается, что оно будет состоять из трех компонентов: