logo
Сторожевые корабли проекта "Буревестник"

4.2 Судовые системы

Судовые системы представляют собой совокупность специализированных трубопроводов с механизмами, аппаратами, приборами и устройствами. Они предназначены для перемещения жидкостей, воздуха или газов в целях обеспечения нормальной эксплуатации судна (за исключением энергетической установке, трубопроводы которой в число судовых систем не входят).

Работа судовых систем обеспечивает живучесть судна, т.е. безопасность плавания, необходимые условия обитаемости, сохранность груза, а также выполнение специальных функций.

Предусматриваются:

трюмные системы - осушительная, водоотливная, перепускная.

Трюмными называют группу судовых систем, предназначенных для удаления за борт воды, скапливающейся в корпусе судна в процессе нормальной эксплуатации, а также воды, попавшей в него в результате аварии. К ним относятся осушительная, водоотливная и перепускная системы, а также вспомогательные устройства, обслуживающие трюмные пространства (воздушные и измерительные трубы, трюмная сигнализация и пр.). Осушительная система предназначена для повседневного удаления воды, скапливающейся в нижних частях корпуса судна при нормальных условиях эксплуатации (подразумевается вода, проникающая внутрь через неплотности в соединениях корпуса или образующаяся в результате отпотевания деталей, а также забортная вода и атмосферные осадки, проникающие через иллюминаторы, люки и неплотности в донной арматуре и трубопроводах). С помощью осушительной системы откачивают также остатки воды, оставшейся в отсеке после работы водоотливной, балластной или пожарной систем.

балластные системы - балластная, дифферентная, креповая, замещения.

противопожарные системы - Противопожарными называют группу судовых систем предназначенных для подачи огнегасящих веществ к очагу пожара или для обеспечения профилактических противопожарных мероприятий.

Противопожарные средства сторожевых кораблей данного проекта включают обычную водяную систему, химическую систему ОХТ марки ЖС-52 и комплект противопожарного снаряжения.

Противопожарная водяная система подает забортную воду для тушения пожара компактными или распыленными водяными струями с использованием переносных (ручных) или стационарных (лафетных) стволов. Система состоит из пожарных насосов, подающих забортную воду в магистральный трубопровод, выполненный по кольцевой ЩВ линейной схеме, от которого к отдельным районам и помещениям идут отростки, оканчивающиеся пожарными рожками. К ним можно подсоединять гибкие шланги длиной 10 - 20 м с ручными стволами.

Системы пожарной сигнализации играют важную роль в общем комплексе противопожарных мероприятий на судне. Различают сигнализацию обнаружения пожара, т.е. подачу сигнала с места возникновения пожара в центральный пожарный пост (ЦПП),

сигнализацию оповещения - уведомление экипажа и пассажиров о возникновении пожара

сигнализацию предупреждения - уведомление экипажа находящегося в охраняемом помещении, о пуске в действие системы объемного пожаротушения. Все суда должны иметь ЦПП, в котором сосредоточены приемные станции сигнализации обнаружения и сигнализации оповещения. ЦПП располагают или в рулевой рубке, или в других постах, имеющих непосредственную связь с рулевой, и несут в них круглосуточную вахту.

Сигнализация обнаружения пожара разделяется на автоматическую и ручную. Автоматическую устанавливают во всех жилых и служебных помещениях, кладовых, постах управления, помещениях для сухих грузов, за исключением трюмов, не оборудованных системой объемного тушения, а также помещений, в которых полностью отсутствует горючая среда.

Существуют электрические и дымовые системы автоматической сигнализации обнаружения. Электрические системы состоят из датчиков - извещателей, которые автоматически сигнализируют в рулевую рубку или в специальный пожарный пост о появлении дыма, повышении температуры или появлении огня в контролируемом помещении.

Дымовые системы подают задымленный воздух в специальный шкаф, установленный в рулевой рубке и контролирующий задымляемость воздуха на судне. Для контроля задымленности помещений применяют также фотооптические и радиоактивные приборы. Их устанавливают в самих контролируемых помещениях, откуда они и подают электросигналы. Появлении дыма в рулевую рубку и ЦПП. Кроме перечисленных средств сигнализации обнаружения коридорах жилых, служебных и общественных помещений системы бытового водоснабжения - системами бытового водоснабжения называют группу систем, предназначенных для обеспечения хозяйственно-бытовых и санитарных нужд судна пресной и забортной водой. К этой группе относятся системы бытовой пресной воды, питьевой, мытьевой воды, бытовой горячей и бытовой забортной воды.

Система питьевой воды служит для приема и подачи питьевой воды на камбуз, к питьевыми умывальникам. Она состоит из вкладных цистерн, насосов, пневмоцистерны (гидрофора), трубопроводов из оцинкованы водогазопроводных труб и водораспределительных устройств. На судне предусматривают не менее двух цистерн питьевой воды с надежным защитным покрытием - цементным раствором, полиэтиленовой пленкой, этинолевой краской и т.п. - и снабженных водомерными стеклами или дистанционными уровнемерами (пользоваться футштоками запрещено).

Питьевую воду принимают в цистерны через выведенные на открытую палубу трубы, которые гибкими шлангами присоединяют к городскому водопроводу. Рожки приемных труб выводят на 400 мм выше открытой палубы и защищают от попадания морской воды, а на гуськах воздушных труб цистерн пресной воды предусматривают головки с фильтрами и защитой от морской воды.

Система мытьевой воды по своему устройству аналогична системе питьевой воды, однако мытьевую воду допускается хранить в корпусных цистернах, предусматривая защиту ее от загрязнения и порчи под действием тепла. Во избежание замерзания в зимнее время цистерны мытьевой воды оборудуют змеевиками подогрева (от хозяйственного паропровода). Мытьевую воду подают только в бани, ванные, душевые, прачечные, камбузы. В умывальники мытьевую воду подводить запрещено (так как ее нельзя использовать для питья).

Система бытовой горячей воды служит централизованного снабжения горячей пресной водой хозяйственно-бытовых потребителей. Воду подогревают в специальном водоподогревателе и при температуре 60-70° направляют с мощью насоса горячей воды по кольцевому трубопроводу к потребителям.

Система бытовой забортной воды необходима для подачи забортной воды к местам ее потребления (ванны, душевые, туалеты) и для мытья палубы, а также для охлаждения различных теплообменных аппаратов. В отличие от остальных эта система не имеет запасных цистерн. В качестве насоса обычно используют пожарный насос либо устанавливают автономный насос забортной воды с пневмоцистерной. Трубопровод забортной воды изготовляют из труб, обладающих высокой коррозионной стойкостью - стальных оцинкованных, медных, медно-никелевых, полиэтиленовых или же стальных, футерованных полиэтиленом.

Сточно-фановые системы - называют группу судовых систем, предназначенных для удаления с судна сточных и кальных вод. К ним относятся сточная система - для отвода сточных вод от санитарно-бытового оборудований и палубных шпигатов внутренних помещений, фекальная система - для отвода фекальных вод от писсуаров и система шпигатов открытых палуб - для удаления за борт воды, попадающей на открытые палубы.

На судах предусматривают специальные цистерны, емкости которых достаточны для сбора сточно-фекальных вод в течение трехсуточной стоянки (из расчета - 50 л сточно-фекальных вод на человека в сутки). Сточные и фекальные воды поступают в цистерны самотеком и откачиваются из них насосами, эжекторами или сжатым воздухом в береговые резервуары, грязеотвозные шаланды Для периодической очистки цистерны оборудуют системой обмыва и пропаривания, а во избежание переполнения - специальной сигнализацией о заполнении цистерны на 80%.

Системы отопления, хозяйственного пароснабжения, обогревания и пропаривания - парового, водяного и воздушного отопления, хозяйственного пароснабжения, подогрева жидкостей, пропаривания танков и топливных систем.

Системы вентиляции и кондиционирования воздуха.

Системы холодильные - холодильного агента, холодоносителя.

Системы сжатого воздуха и газа - высокого, среднего и низкого давления.

Кроме названных основных на судах имеются различные вспомогательные системы: измерительных, воздушных и переливных труб; системы продувания и обогревания трубопроводов и арматуры, а также системы связи, сигнализации и управления, к которым относятся системы переговорных труб, трюмной сигнализации, пожарной сигнализации, контроля параметров работы и аварийной сигнализации.