logo
Становление и развитие военно-морского флота Китая

2.2.2 Авианосные силы

Авианосец… корабль-гигант в людском представлении, с одной стороны - это довольно уязвимый объект, такой что сам требует комплексной охраны, ну а с другой- мощный сдерживающий фактор, который в одиночку может вести небольшой военный конфликт. Всего только девять государств во всем мире обладают таким чудом военной техники, и половина всех авианосцев (11 из 21) стоит на вооружении США. Для Китая развитие авианосной программы является приоритетным направлением, и безусловно, имеет важное значение, по причине того что Китай имеет территориальные споры практически со всеми сопредельными государствами в АТР, и поэтому изо всех сил хочет иметь у себя столь мощное оружие. Однако в этом вопросе все не так просто.

Еще в конце 1980-х годов КНР начинает знакомится с этим видом вооружения, для этой цели был куплен австралийский авианосец "Мельбурн", который продали в качестве металлолома. Его отбуксировали в Южный Китай, где его, разобранного на части, тщательно изучали китайские специалисты. Так "Мельбурн" послужил площадкой для изучения особенностей строения авианосца. Позже палуба активно использовалась для тренировок пилотов морской авиации. Многие части авианосца стали объектом пристального внимания, и это говорило о том, что по части технологии у Китая были большие пробелы.

В 1996 году Китай проявил заинтересованность в приобретении авианосца "Клемансо", построенного во Франции в 1961г., так как на следующий год его должны были вывести из состава французского флота, но здесь китайцев ждал отказ. Хотя в рамках контракта , при продаже КНР таких вертолетов как "Дофин" и "Супер фрелон", французская сторона выразила согласие на проведение обучения китайских пилотов, в посадке на авианосец.

От Испании китайскому правительству приходили предложения постройки авианосцев среднего класса, были представлены проекты легкого авианесущего корабля, с низкой себестоимостью, с водоизмещением в 16 тысяч тонн, и размещением 21 самолета и 4 вертолетов. На тот момент эти проекты имели вполне реальный аналог в виде авианосца Королевства Таиланд под названием "Чакри Нарубет", поэтому переговоры с Испанией на строительство авианосцев в 1995 году прошло безуспешно, так как Китай в это время начинает посещать тайский авианосец, имея вполне конкретную цель приобретения его в собственность по цене значительно ниже, используя экономические трудности, которые претерпевал Таиланд в тот момент.

В начале 1990-х годов Китай приобретает долгожданные авианосцы . Это были советские тяжелые авианесущие крейсеры (ТАКР) "Минск" и "Киев". Но эти ТАКР были больше непригодны к военной службе, и переоборудованы под увеселительные заведения.

И наконец, в 1998 году КНР покупает у Украины недостроенный ТАКР "Варяг", который достался ей после раздела флота между бывшими странами СССР. Крейсер был поставлен на инспекцию и ремонт в сухом доке военно-морской базы в Даляне. Таким образом, Китай получил четыре авианосных крейсера, первый был разобран и тщательно изучен, три остальных используются для получения информации техническо-конструкционного плана. Тем не менее, ТАКР отечественного производства Китай не имеет и по сей день.

12 сентября 2012 года, на вооружение ВМС НОАК был официально принят авианосец "Ляонин", ранее известный как "Варяг", купленный у Украины. Пока его планируют использовать в качестве тренировочной базы так как доведение его до состояния полноценного современного авианосца очень дорого, а на его основе китайские инженеры будут строить чертежи отечественных авианосцев. По словам контр - адмирала Ян Йи: "Развитие авианосцев является важной частью модернизации государственной обороны Китая, в частности, его военно-морских сил, а этот авианосец является важнейшей ступенью к появлению боле продвинутых авианосцев в будущем. "Иными словами, авианосные силы будут набирать обороты.