logo
Специфика применения в практике заместителя командира роты по воспитательной работе методов психологического воздействия на рядовой и сержантский состав в повседневной деятельности

1.1 Определение психологического воздействия

психологический офицер военный курсант

Современные Вооруженные Силы России характеризуются значительным усилением внимания к проблеме надежного и эффективного функционирования человека в условиях воинской деятельности Это выдвигает на первый план задачи укрепления морально-психологического состояния и психологической устойчивости личного состава, повышения его готовности и способности к выполнению задач в любых условиях обстановки.

Эти и подобные им задачи обусловили выдвижение на повестку дня необходимости реорганизации всей системы воспитания и обучения личного состава, появление социального заказа на специальную деятельность, предусматривающую обоснованное психологическое воздействие на человека и группы людей. Одним из направлений реализации данного заказа является усиление психологического влияния деятельности офицеров.

Сложность психологических проявлений, связанных с овладением профессиональными обязанностями военнослужащими, недостаточная эффективность их деятельности обуславливают необходимость более глубокого изучения условий, детерминирующих процесс профессионального становления в воинских частей.

В плане проблема деятельности специалистов различных категорий нашла свое отражение. Так, имеется значительное число работ, посвященных теоретической разработке проблемы профессионализации человека: ее месту и роли в общем, развитии человека, обоснованию ее сущности, содержания, социальным механизмам регулирования данным процессом со стороны общества, а также разработке и обоснованию этапов и критериев профессионализации.

Отмечая, существующие в практическом плане проблемы начального этапа освоения профессиональной деятельности, следует отметить, что в военной психологии на сегодняшний день имеется только одно диссертационное исследование Николина B.C., в котором автор анализирует проблемы компьютеризации исследовательской деятельности военного психолога. Остальные аспекты его профессиональной деятельности остаются пока малоисследованными.

Таким образом, недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость становления профессиональной деятельности психолога.

Современный бой - это суровое испытание физических и духовных сил воина, его способности активно противостоять действию экстремальных, крайне неблагоприятных для жизни факторов, сохранять волю и решимость, до конца выполнить поставленную ему боевую задачу. Одновременно он представляет собой ожесточенную борьбу целей, мотивов, убеждений, настроений, воли, мыслей военнослужащих противоборствующих сторон.

В функционировании психики воина в боевой обстановке проявляется ряд закономерностей. Выявить их - значит научиться предвидеть те физические, моральные и психологические испытания, с которыми встретятся военнослужащие в бою и реально использовать "человеческий фактор" и, следовательно, найти ключ к достижению победы над врагом.

В боевой обстановке психика военнослужащего подвергается множеству разнообразных воздействий. Одни из них способствуют мобилизации и концентрации физических и духовных возможностей человека, повышению боевой активности, смелости, самоотверженности. Другие, напротив, дезорганизуют боевую деятельность воина, блокируют доступ к имеющимся резервам организма, расстраивают работу нервной системы и психики. Третьи не оказывают заметного влияния на боевое поведение.

Поэтому психологическое воздействие в ВС РФ - целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому. Выделяются:

1) воздействия непосредственные -- контактные, когда движение и заключенная в нем информация передаются в форме импульса движения, -- например, прикосновения или удара;

2) воздействия опосредованные -- дистантные, когда информация и закодированный в ней импульс движения передаются в форме комплекса сигналов, несущих сообщение о чем-либо и ориентирующих восприемника воздействия относительно смысла и значения этих сигналов. По степени изменения в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях субъекта-адресата воздействия можно судить о степени влияния на него воздействующего субъекта или объекта.

Этап психологического (психотерапевтического) воздействия планируется на основе результатов психодиагностики и предполагает целенаправленное взаимодействие с военнослужащим по оказанию ему помощи в решении психологических проблем, поиске вариантов оптимального выхода из трудных ситуаций, обучению приемам психической саморегуляции.