logo
Содержание работы командира по подержанию высокой боевой готовности

1. Организация и укрепление боевой подготовки во внутренних войсках

  • Боевая подготовка включает подготовку (слаживание):
  • командиров;
  • органов управления (штабов);
  • подразделений, воинских частей и соединений. Наставление служебно-боевой деятельности ЧОН и СМВЧ ч. I - II.
  • При обучении личного состава необходимо учитывать, что основными предметами обучения для военнослужащих внутренних войск являются:
  • тактика и оперативное использование внутренних войск (для офицеров оперативного звена управления, кроме специалистов);
  • тактическая подготовка внутренних войск (для офицеров тактического звена, кроме офицеров-специалистов);
  • тактика артиллерии (для специалистов наземной артиллерии);
  • специальная и тактико-специальная подготовка (для специалистов);
  • техническая подготовка и вождение (для водителей, механиков-водителей, офицеров и прапорщиков, имеющих в подчинении автомобильную (бронетанковую) технику, инструкторов по вождению, курсантов учебных подразделений по подготовке командиров автомобиль-ных отделений);
  • общественно-государственная подготовка;
  • мобилизационная подготовка (для офицеров, допущенных к мобилизационной работе);
  • огневая подготовка (стрельба и управление огнем - для специалистов наземной и зенитной артиллерии);
  • РХБ защита (для подразделений и органов управления соединений, воинских частей по охране ВГО и СГ);
  • физическая подготовка (кроме курсантов учебных подразделений по подготовке специалистов, военнослужащих подразделений тылового и технического обеспечения, проходящих военную службу по призыву, военнослужащих-женщин).
  • Командирская подготовка - это комплекс мероприятий, проводимых в целях совершенствования знаний, умений, навыков и командирских качеств офицеров, прапорщиков, сержантов для исполнения обязанностей по должности и на одну ступень выше в повседневной деятельности и при выполнении СБЗ, методики подготовки, проведения занятий и является составной частью профессионально-должностной и боевой подготовки. Основными задачами командирской подготовки являются:
  • глубокое изучение военной теории в тесной связи с СБЗ войск;
  • совершенствование знаний, умений и навыков офицеров, прапорщиков, сержантов в военно-профессиональной и общественно-государственной подготовке;
  • формирование у обучаемых высоких морально-боевых и психологических качеств, обеспечивающих умелую организацию и руководство служебно-боевой деятельностью подразделений, воинских частей и соединений, способность управлять ими в общевойсковом бою и при выполнении СБЗ в условиях мирного времени;
  • - совершенствование методики обучения подчиненных. Основным содержанием командирских занятий является:
  • усвоение положений Временного устава ВВ МВД России, наставлений по организации служебно-боевой деятельности, общевоинских уставов и других руководящих документов;
  • привитие навыков в организации служебно-боевой деятельности, ее всестороннего обеспечения и управления подчиненными подразделениями (воинскими частями, соединениями);
  • развитие методического мастерства обучения и воспитания подчиненных.
  • Командирская подготовка в войсках с офицерами организуется и проводится по срокам, определенным Наставлением по организации боевой подготовки во ВВ МВД России (1997 г.), на плановых командирских занятиях, сборах и в ходе самостоятельной подготовки.
  • Подготовка органов управления (штабов) проводится с целью обеспечения их готовности к планированию выполнения СБЗ, подготовке войск и управлению ими в условиях осложнения обстановки, а также организации взаимодействия и всестороннего обеспечения. Временный устав внутренних войск МВД России.
  • Подготовка органов управления включает:
  • индивидуальную подготовку офицеров и прапорщиков органа управления (штаба);
  • слаживание групп боевого управления и органа управления в целом.
  • Подготовка органов управления проводится в ходе командно-штабных учений (КШУ) и штабных тренировок (ШТ), периодичность проведения- которых определена Наставлением по организации боевой подготовки во ВВ МВД России (1997 г.), а также планирующими документами на очередной год (приложение 3).
  • КШУ являются высшей и наиболее активной формой полевой выучки органов управления (штабов) воинских частей и соединений и предназначены для:
  • повышения оперативности и слаженности работы командиров и органов управления (штабов) различных органов управления;
  • совершенствования организации выполнения СБЗ и непрерывного управления войсками;
  • определения уровня подготовки командиров и органов управления (штабов);
  • совершенствования методов и способов управления войсками;
  • формирования у обучаемых необходимых боевых и морально-психологических качеств, повышения индивидуальной подготовки.
  • В ходе ШТ штабы, пункты управления, отделы и службы воинских частей и соединений, практически совершенствуют знания и навыки по выполнению должностных и специальных обязанностей в составе отделений, служб, отделов и органа управления (штаба) в целом.
  • Организуя подготовку, командир (штаб) обязан добиваться от воинских частей и соединений слаженных действий при выполнении СБЗ в повседневной деятельности, при ЧО и в бою различными способами в соответствие с замыслом командира.
  • Обучение личного состава внутренних войск осуществляется в соответствии с последовательностью подготовки воинских частей различного предназначения (приложение 5) и программ боевой подготовки (приложение 2), а подготовка воинских частей и подразделений к выполнению СБЗ в Северо-Кавказском регионе (СКР) организовывается в пунктах постоянной дислокации (ППД) согласно системы подготовки личного состава и подразделений в ППД для замены внутренних войск в составе ОГВ(с) СКР (приложение 4).
  • Боевая подготовка должна осуществляться с таким расчетом, чтобы подразделение, воинская часть и соединение были способны выполнить возложенные на них СБЗ в любое время года.
  • Все занятия по боевой подготовке должны носить практическую направленность и проводиться в поле, на учебных объектах. На занятиях необходимо создавать сложную психологическую обстановку, приближенную к реальным условиям выполнения СБЗ по предназначению, проводить их в комплексе по нескольким предметам обучения, вносить элементы напряженности и риска в сочетании с соблюдением безопасности.
  • В основу обучения подразделений должны быть положены тренировки в выполнении индивидуальных и групповых нормативов, практические действия на технике и с вооружением. При этом приоритетным направлением считается подготовка подразделений (боевых групп, отделений, экипажей, расчетов), слаживание взводов, рот (батарей) и батальонов (дивизионов).
  • Большое значение для подготовки воинских частей, батальонов и рот к выполнению СБЗ в сложных условиях обстановки, при разрешении межнациональных конфликтов, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения, охране ВГО и СГ имеют тактико-специальные учения (ТСУ) как высшая форма обучения, воспитания, полевой выучки личного состава.
  • ТСУ являются не только наиболее эффективной, но и наиболее сложной формой обучения, где в полной мере реализуется принцип: "Учить войска тому, что необходимо для успешного выполнения СБЗ" -и обеспечивается комплексное обучение подразделений, воинских частей действиям в сложной и быстро меняющейся обстановке.
  • Следует отметить, что в последнюю неделю каждого месяца старший командир (штаб) должен организовать проведение контрольных занятий с подразделениями, подготовка же отделения, взвода завершается боевой стрельбой; а подготовка роты, батальона - ТСУ по одной из задач, предусмотренных планами действий при ЧО. Временный устав внутренних войск МВД России.
  • Успех качественного обучения личного состава зависит от планирования боевой подготовки, которое заключается в коллективной работе командиров (штаба, служб) по определению и согласованию по месту и времени проведения мероприятий боевой подготовки и ее всесторонне-му обеспечению, определения системы последовательного обучения личного состава, слаживания войск, органов управления (штабов) к выполнению СБЗ в сложных условиях обстановки, изучению штатного вооружения, военной и специальной техники, способов их применения в повседневной служебно-боевой деятельности.
  • Планирование включает:
  • изучение, уяснение исходных данных;
  • принятие решения на организацию профессионально-должностной, боевой и мобилизационной подготовки;
  • разработку планирующих документов;
  • оказание помощи и осуществление контроля планирования в подчиненных войсках. Планирование должно быть простым, реальным, наглядным и обеспечивать комплексный подход к решению учебно-боевых задач; высокую интенсификацию занятий; максимальное использование учебно-тренировочных средств, а также использование передового опыта выполнения СБЗ, в методике организации, проведении занятий и учений.
  • При планировании командир (штаб, службы) разрабатывает систему подготовки военнослужащих различных воинских частей по типовому месяцу, с учетом особенностей выполнения СБЗ по предназначению.
  • Осуществляя руководство боевой подготовкой командир (штаб) определяет место и роль каждого офицера в организации и ходе боевой подготовки, оказании помощи воинским частям, подразделениям; выработке методических рекомендаций, указаний, пособий по основным предметам обучения; обобщении боевого опыта выполнения сбз; анализе боевой подготовки и подведении итогов контрольных занятий, проверок и инспектирования.
  • При этом в воинской части, соединении должна быть создана система анализа подготовки различных категорий военнослужащих, особенно по командирской подготовке .
  • Таким образом, успех обучения личного состава находится в прямой зависимости от созданной учебной материальной базы (УМБ) боевой подготовки, которая предусматривает совокупность материальных и технических средств, зданий и сооружений, а также оборудованных районов местности (учебных объектов и полей), необходимых для обучения военнослужащих, слаживания войсковых нарядов и караулов, подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления. Она создается и совершенствуется применительно к потребностям боевой подготовки войск и подразделяется на:
  • полевую;
  • приказарменную;
  • классно-лабораторную;
  • ротную переносную по предметам обучения.
  • УМБ должна обеспечивать качественное выполнение задач боевой подготовки по всем предметам обучения, достижения высокой полевой выучки подразделений, воинских частей и соединений, проведения слаживания органов управления, а объекты полигонов (учебных полей) должны иметь высокую техническую оснащенность, пропускную способность, автономность и оборудоваться на местности, характерной для данного театра военных действий.