logo
Боевая подготовка как форма воспитания воли и характера военнослужащих

2.1 Морально-психологическая подготовка военнослужащих

При воспитании воли и характера военнослужащих важно учитывать особенности проводимой работы, которые проявляются следующим образом: формирование функциональной надежности психики воинов, ее адаптация и достижение устойчивости к воздействию факторов боевой обстановки обеспечивается на заблаговременно сформированном личностно-профессиональном потенциале. См. Военная психология и педагогика. Под ред. В.Ф.Кулакова. - М., 1998. При этом эмоционально-психологическая устойчивость, способность действовать в условиях опасности, преодолевать страх и панику достигается в результате систематической, научно обоснованной тренировки в условиях риска и опасности, которые позволяют добиться адаптации военнослужащих, снятия у них остроты стрессовых состояний. Уваров Л.Н., Уткин В.Г. Педагогические проблемы повышения эффективности воспитательной работы в части. - М., 1991.

Подготовка психики воинов во всех ее проявлениях: сознательном, мотивационно-ценностном, подсознательном, функционально-деятельностном, эмоционально-чувственном, -- которая обеспечивает формирование готовности и способности военнослужащего для преодоления трудностей перед действием факторов, обусловленных характером подготовки и ведения боевых действий. Военная психология и педагогика. Под ред. В.Ф.Кулакова. - М., 1998. Данные аспекты во многом определяются степенью закалки воли и характера военнослужащих.

Осуществление при заблаговременной и непосредственной подготовке к ведению боевых действий профессионального психофизиологического отбора, профессиональной подготовки военнослужащих к выполнению функциональных обязанностей в напряженных условиях и приведение их сознания и психики в готовность к перестройке под воздействием экстремальных факторов - настройка на боевой режим ратного труда.

Общая направленность воспитания воли и характера военнослужащих предполагает подготовку военнослужащих к войне в целом, вооружение их военно-психологическими знаниями, воспитание психологической готовности к ведению современных боевых действий. Военная психология и педагогика. Под ред. А.В.Барабанщикова. - М., 1986.

Воспитание воли и характера военнослужащих предполагают обеспечение подготовки воинов к выполнению задач непосредственного предназначения, решаемых в ходе подготовки и ведения боевых действий, в конкретных боевых опасных ситуациях, требующих большого эмоционально-психологического напряжения и преодоления негативных психологических последствий влияния боевой обстановки. Здесь существенным фактором выступают особенности различных военных специальностей, соответствие которым достигается специальными тренировками и закалкой психофизиологических функций воинов.

Главной задачей здесь выступает формирование функциональной надежности психики военнослужащих, достижение ее устойчивости. Это продиктовано требованиями современного боя. Военная психология и педагогика. Под ред. В.Ф.Кулакова. - М., 1998.

Ярко выраженные особенности имеет воспитание воли и характера у офицерского состава, особенно командиров подразделений, частей и соединений, при подготовке и ведении боевых действий. В поле тренировки и закалки у офицеров должны находиться не только психомоторные навыки управления техникой и оружием, но и, в первую очередь, те психические процессы, свойства и образования, которые участвуют в принятии решения: речевая активность, мышление, внимание, способность держать в памяти весь комплекс проблем, отражающих динамику боя, операции, предвидеть, прогнозировать ее развитие и др. Характерной особенностью этой работы является то, что требуется готовить не только сознание и психику отдельных воинов, но и одновременно осуществлять активное воздействие на психологию воинского коллектива -- формировать активное коллективное мнение, боевое настроение, установки на достижение победы и социально ценностные традиции.

Для воспитания воли и характера военнослужащих важно предусматривать:

оказание оперативной психологической помощи, осуществление психической реабилитации военнослужащих, получивших психические травмы, возвращение их в строй, а также проведение профилактических мероприятий по снижению боевых, психических потерь;

поддержание высокой психической активности воинов, устранение отрицательных психологических последствий из-за потерь, неудач, происшествий, аварий и воздействия других факторов боевой обстановки, требующих восстановления психического равновесия, устойчивости и ресурса личного состава;

оперативную ликвидацию излишней психической напряженности и переутомления военнослужащих, создание условий для рационального использования кратковременного отдыха, нервно-эмоциональной и психической разгрузки, проведения антистрессовых мероприятий;

адаптацию военнослужащих к боевой обстановке (физическая, психическая, интеллектуальная и эмоционально-волевая способность преодолевать реальные затруднения действий, неадекватность оценки информация об обстановке» снижение быстроты и точности реакций, ухудшение памяти/внимания, мышления и т.д. Военная психология и педагогика. Под ред. В.Ф.Кулакова. - М., 1998.

Успешные действия в боевой обстановке зависят от точности, быстроты реакций, координации, устойчивости движений и действий военнослужащих; от сохранения ими способности правильно оценивать расстояние, время, размеры объектов, скорость движения; от того, как они сохраняют объем и устойчивость внимания, умение концентрировать его на основной деятельности; от продуктивности их мышления, памяти и других психических состояний, свойств и качеств военнослужащего. Военная психология и педагогика. Под ред. А.В.Барабанщикова. - М., 1986.

Все это должно быть не только сохранено в боевой обстановке, но и мобилизовано и применяться с наибольшей эффективностью. Стихией войны является опасность. Человек не может воспринимать опасность непосредственно, и здесь огромная роль принадлежит воображению. Под влиянием неизвестности, перед лицом неизвестной еще воину опасности воображение рисует, как правило, преувеличенно страшные картины. На его психику действует не столько реальная, сколько мнимые опасность и раздражители, которые иногда могут действовать намного сильнее реальных. Чувство тревоги, неуверенности, неизвестности может вызвать нежелательные психические реакции, неуверенность в себе, панику.

Потеря эмоционально-волевой устойчивости перед мнимой опасностью вполне может привести к реальному поражению. Это психологическое состояние -- основная причина растерянности, и предотвратить его можно только сформировав у военнослужащих постоянную внутреннюю психологическую готовность к боевым действиям. При решении этой задачи, как и многих других, соединяются усилия всех компонентов, входящих в социально-психологическую составляющую МПО. Военная психология и педагогика. Под ред. В.Ф.Кулакова. - М., 1998.

Боевая деятельность, осуществляемая в крайне экстремальной ситуации, связана с опасностью для жизни, возможностью ранения, контузии, увечья. В боевой обстановке нарушены ритм питания, сна, отдыха, физических и нервно-психических нагрузок. Это всё, естественно, сказывается на психическом состоянии, протекании и проявлении психических процессов, состояний, свойств и качеств личности.

В целом боевая обстановка может определить два основных психических состояния человека. Первое -- активное стеническое психическое состояние воинов, сопровождающееся боевым подъемом, собранностью, мобилизацией физических и психических сил, способствующее успешному выполнению боевых задач. Второе - отрицательное состояние, затрудняющее выполнение боевых задач, выражается в беспокойстве, тревоге, неуверенности, подавленности, апатии и пр. Все это ведет к психической напряженности, переутомлению, страху и панике, потере способности действовать в боевой обстановке. Для устранения отрицательных последствий воздействия учебно-боевой и особенно боевой обстановки как в боевой учебе, так и в ходе боевых действий должно осуществляться воспитание воли и характера военнослужащих.

Таким образом, воспитание воли и характера военнослужащих является одной из предпосылок готовности и способности личного состава успешно выполнять задачи подготовки и ведения боевых действий. Для его осуществления важно иметь системное представление о сущности, содержании и организации МПО подготовки и ведения боевых действий.

Особое место в структуре воспитания воли и характера военнослужащих занимают психологические элементы, которые включают в себя сложный комплекс жизненных представлений, впечатлений и переживаний, складывающихся у воинов в процессе их повседневной деятельности и оказывающих сильное воздействие на их моральный дух в боевой обстановке. Уваров Л.Н., Уткин В.Г. Педагогические проблемы повышения эффективности воспитательной работы

в части. - М., 1991.

Значительные морально-психологические нагрузки выпадают на долю воинов-ракетчиков, моряков, летчиков и всех тех, кто уже в мирных условиях выполняет сложные задачи боевого дежурства. При этом важно подчеркнуть, что чем лучше воины в психологическом отношении подготовлены к выполнению той или иной учебно-боевой задачи, тем меньшее психологическое напряжение они испытывают и тем быстрее их психика адаптируется к напряженным условиям. Военная психология и педагогика. Под ред. В.Ф.Кулакова. - М., 1998.

Иными словами, чтобы воин смело и решительно действовал в боевой обстановке необходимо систематическое и целенаправленное воздействие на все структурные компоненты морально-психологического состояния военнослужащих.

Задачи воспитания воли и характера военнослужащих возлагаются на командный состав всех степеней, штабы и структуры идеологического воспитания и морально-психологической подготовки.

Морально-психологическое состояние как основной результат МПО обусловлено влиянием военно-социальных, материально-технических, природных и индивидуально-групповых факторов, которое выступает относительно устойчивой для определенных условий характеристикой мобилизованности и подготовленности психики военнослужащих и психологии воинских коллективов к решению поставленных задач, отражая их морально-психологическую готовность и способность выполнять эти задачи. Оно отражает всестороннюю готовность и способность военнослужащих и воинских формирований к решению всех задач при подготовке и ведении боевых действий, которые обусловлены влиянием военно-политических, социально-психологических, материально-технических и природных факторов, действующих в этих условиях. Структурно оно включает в себя комплекс мероприятий по проведению информационно-воспитательной, военно-социальной, социально-психологической, культурно-досуговой работы и информационно-психологического противоборства с противником. Военная психология и педагогика. Под ред. В.Ф.Кулакова. - М., 1998. С. 305.

При рассмотрении проблем воспитания воли и характера военнослужащих нас больше всего интересует характеристика социально-психологической работы.