logo
Противодействие терроризму

3. Тактика действий функциональных групп по пресечению террористических актов на объектах транспорта, промышленно-энергетического комплекса, органов государственной власти, массового пребывания людей, представительств иностранных государств

Действия по освобождению заложников, находящихся в помещениях, проводятся на территории ограниченной стенами, полом, потолком (крышей) здания или помещения. Из этого следует, что недостатками для действий по освобождению заложников будут являться:

возможность для наблюдения и ведения огня будет ограничена окнами и дверными проемами; ограниченность входов в помещение; готовность преступников к действиям войск с этих направлений; ограниченность в применении оружия из-за возможности рикошета и поражения заложников; осложнения для действий групп боевого расчета в многоэтажных зданиях.

Положительные стороны: ограниченность по маневру для преступников границами помещения; ограниченность преступников по наблюдению за действиями войск; фиксированность и сравнительно небольшая площадь расположения преступников и заложников; возможность более тщательного планирования операции при наличии плана помещения; возможность психологического воздействия на преступников через телефон, радио, другие средства.

При захвате заложников в отдельном здании количество групп захвата будет назначаться по 1-2 группы на каждый этаж. Расчет групп прикрытия будет подобный. Количество снайперов будет также увеличиваться. Для каждой группы будет назначаться участок здания для действий. Вход в здание может быть осуществлен через окна, двери, подземные коммуникации, путем высадки на крышу.

В помещениях производственного типа, таких как цеха, склады, ангары, численность групп может быть увеличена в целях быстрейшей проверки всей площади помещения. Возможность входа в помещения такого типа имеется непосредственно через стены и потолочные покрытия в связи с их невысокой прочностью.

Препятствиями для действий войск при освобождении заложников захваченных на транспортных средствах будут:

постоянное перемещение транспортного средства с преступниками и заложниками; как правило, исключена возможность скрытого и внезапного подхода к объекту на близкое расстояние для занятия исходного положения; необходимость до начала действий заставить объект остановиться; ограниченность или невозможность постоянного психологического воздействия на преступников; сложность держать объект под постоянным наблюдением и контролем; сложность в заблаговременном планировании действий; ограниченность в возможности перемещать своевременно все элементы боевого порядка за объектом.

Наряду с недостатками имеются и некоторые положительные стороны:

движение транспортных средств всегда ограничено границами дорог, железнодорожных путей, рек, наличием подготовленных аэродромов, аэропортов, а также велика зависимость от наличия топлива. Это дает возможность предугадать действия преступников, создать на дороге завал или затор, завести жд состав в тупик, где все элементы боевого порядка будут готовы к действиям, неожиданным для преступников.

Особенностью действий по освобождению заложников захваченных в жд вагоне будет то обстоятельство, что вход в вагон будет осуществляться через окна, т.к., скорее всего входы в вагон через тамбур будут под контролем преступников, а количество окон не позволит преступникам держать их все под контролем. Но вместе с тем количество личного состава, участвующего в штурме, необходимо увеличить для создания групп, входящих одновременно с 3-4 направлений. Попытку входа в вагон через двери тамбура можно провести в качестве отвлекающих действий.

Опыт освобождения заложников из ВС показывает, что условия воздушных судов не позволяют преступникам вести эффективное наблюдение за пространством вблизи объекта. Это дает возможность непосредственно сконцентрировать группы захвата и прикрытия возле самолета (вертолета), и начать штурм неожиданно для преступников.

Освобождение заложников на морских (речных) судах также имеют свою особенность. Она выражается в том, что подходы к судну будут затруднены из-за водного пространства и выдвижение к объекту придется осуществлять или с воздуха на вертолете или под водой, а так же начинать штурм с судна с которого будут вестись переговоры. Территория больших океанских лайнеров будет затруднять контроль за ней для преступников и может позволить в ночное время сконцентрировать силы на судне, перемещая их под водой.

При проведении операций на таких объектах как автомобиль или автобус следует учитывать то, что сравнительно небольшая площадь таких транспортных средств будет затруднять применение оружия, т.к. преступник (преступники) будет находится на близком расстоянии с заложниками и это потребует организации более четкого взаимодействия между группами боевого расчета и внутри самих групп. Преступники могут быть поражены огнем снайперов, подошедших на близкое расстояние.

Действия по освобождению заложников, находящихся на местности, имеют свои положительные и отрицательные стороны. Сложность для действий будет представлять:

возможность у преступников перемещаться в любом направлении; имеется возможность для захвата новых заложников; возможность укрытия для преступников и заложников; в некоторых случаях невозможность внезапного сближения с преступниками; сложность психологического воздействия на преступников. Исходя из этих факторов возможно увеличение района проведения операции.

Положительными факторами будут являться:

более широкая возможность применения снайперов, возможность для маскировки групп захвата и прикрытия, организация действий из засады; в определенных обстоятельствах, проводя демонстративные действия можно заставить двигаться преступников в нужном направлении или содержать заложников на нужном объекте; скорость движения пешим порядком с заложниками у преступников будет ограничена.

Используя транспортные средства, руководство операции будет иметь возможность концентрировать необходимые силы и средства на нужном направлении заранее.