logo
Проблемы осеннего призыва в Вооруженные Силы РФ 2011 года (на примере отдела военного комиссариата г. Санкт-Петербурга по Красносельскому району)

1.4 Общие проблемы призыва в вооруженные силы РФ

Основной проблемой призыва на военную службу в ВС РФ является уклонение призывников от прохождения службы. Уклонемние от призымва (разг. откос (от армии), от глагола (от)косить) -- практика уклонения от призыва на службу в армию, являющегося обязанностью гражданина в ряде стран мира. В России существует уголовная ответственность за уклонение от призыва [27, с. 19].

Причины уклонения от призыва могут быть прагматические:

· унижения, издевательства и насилие со стороны старослужащих (дедовщина);

· бытовые условия проживания в казармах, некачественная еда, ограниченное денежное довольствие;

· тяжёлые физические работы;

· относительно долгий срок службы;

· опасность для жизни, особенно в периоды вооруженных столкновений.

Так же причинами уклонения, нежелания отдать свой воинский долг Родине, могут быть и идейные или религиозные мотивы:

· пацифизм, нежелание участвовать в каких бы то ни было вооружённых акциях;

· убеждённость в моральном устарении такого подхода в формировании вооружённых сил;

· обязательный призыв имеет признаки рабовладельческого строя;

· стремление государства использовать военнослужащих в качестве бесплатной рабочей силы;

· убеждённость гражданина в собственном праве выбирать, служить ему или нет;

· нелегитимность такой системы;

· невозможность реализовать во время службы свои конституционные права (свобода перемещения, право выбора места жительства, право быть избранным в органы власти и многие другие).

В современной России нежелание идти в армию не может являться законной причиной для освобождения от призыва. Однако в Конституции и законах указано, что в качестве основания отказа от военной службы могут выступать убеждения или вероисповедание самого гражданина. Лица, обосновавшие несовместимость своих убеждений со службой в вооружённых силах, направляются на Альтернативную Гражданскую Службу (АГС), которая по продолжительности в 1,75 раза дольше, чем служба в рядах вооружённых сил (с 1 января 2008 г. - 21 или 18 месяцев). Число направляемых на АГС относительно общей массы призываемых невелико, сейчас её проходит около 1000 человек [21]. Также альтернативную гражданскую службу могут выбрать представители коренных малочисленных народов России. Им не требуется никак обосновывать свой отказ.

С 1 октября 2011 г. на заседания призывных комиссий уже прибыло около 100 тысяч граждан призывного возраста. В отношении более 20 тысяч молодых людей призывными комиссиями принято положительное решение. В войска для прохождения военной службы отправлено более 7 тыс. призывников, из которых каждый пятый имеет диплом о высшем образовании [26].

В работе призывных комиссий активное участие принимают родители призывников и представители общественных организаций. С начала осенней призывной компании на заседаниях призывных комиссий смогли присутствовать более тысячи родителей и представителей призывников. Наибольшая родительская активность отмечается в Москве и Московской области (более 240 человек), в Нижегородской области около 90 человек, свыше ста родителей присутствовали на заседании призывной комиссии в Санкт-Петербурге [39] .

Кроме того, более 550 представителей общественных организаций включены в состав призывных комиссий на постоянной основе. По регионам показательна работа общественных организаций города Москвы, где в заседаниях призывных комиссий участвуют порядка 90 правозащитников, в Орловской и Вологодской областях эти цифры равны 50 и 40 соответственно [26].

Как и в ходе предыдущей призывной кампании остро стоит вопрос оповещения граждан о призыве, а также прибытие их на заседания призывных комиссий. В регионах, где традиционно подготовке к службе в армии и военно-патриотическому воспитанию молодежи уделяется особое внимание, проблем с оповещением и прибытием на призывные комиссии нет. Наиболее качественно организована работа по допризывной подготовке и военно-патриотическому воспитанию молодежи в Архангельской, Белгородской и Ивановской областях. Большинство юношей отправленных в войска будут проходить службу на территории Западного военного округа.

Промежуточные итоги призыва «Осень-2011» показывают, что не во всех регионах есть достаточное понимание важности решаемых задач по организации призыва граждан на военную службу, определенного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1270 [39].

Недостаточное внимание к вопросам организации призывной кампании должностных лиц субъектов, отвечающих за призыв, привело к значительному росту количества уклонистов в Нижегородской и Калининградской областях. На сегодняшний день в этих регионах к административной ответственности, за неисполнение обязанностей по воинскому учету и уклонению от медицинского освидетельствования к административной ответственности привлечено 100 и 90 граждан соответственно.

Министерство обороны России призовет осенью в армию почти на 100 тысяч граждан меньше, чем минувшей весной, сообщили в военном ведомстве. В период с 1 октября по 31 декабря в армию должно будет прийти 135.850 призывников, тогда как весной на службу призвали 218.720 человек [46].

При этом около 200 тысяч граждан уклоняются от воинского учета: в основном это молодые люди, которые сменили место жительства, не снявшись с воинского учета или не встав на него после переезда. Таким образом, от вручения повесток уклонились 203.500 человек. Из тех, кому повестки все-таки были вручены, от призыва уклонились 7.271 человек.

Так, начальник управления надзора Главной военной прокуратуры (далее ГВП) РФ генерал-майор юстиции Александр Никитин, подводя итоги весеннего призыва затронул «больную» для армии тему уклонистов [24]: «Мы более 19 тысяч человек привлекли к административной ответственности по итогам призывной кампании за нарушения, связанные с попытками уклонения от призыва, уклонением от получения повесток и другие нарушения». Он также добавил, что в настоящее время, по итогам прошедшего весеннего призыва, в производстве находится около 300 уголовных дел и уже около 150 лиц осуждены за преступления, связанные с уклонением от военной службы. Генерал рассказал о профилактических мерах, которые предпримет прокуратура в отношении потенциальных уклонистов: «Мы будем проверять все интернет-сайты, которые пестрили объявлениями о помощи призывникам с уклонением от службы... На следующий день после таких проверок 60% таких сайтов исчезли» -- пояснил он. Кроме того, по данным ГВП, в текущем году количество правонарушений в войсках (по сравнению с прошлым годом) уменьшилось на 12%, а количество военных преступлений и преступлений против военной службы снизилось почти на четверть. Также, по словам Никитина, более двухсот должностных лиц уже привлечены к ответственности во время призыва за нарушения, допущенные в отношении призывников. «Это в основном работники военкоматов, а также недобросовестные медицинские работники. Мы реагируем на жалобы граждан на действия данных должностных лиц, а также проводим плановые проверки. Никому в армии не нужны больные военнослужащие. Мы ставим задачу совместно с Минобороны выявлять заболевания призывников, пропущенные врачами призывных комиссий, также и в войсках и своевременно комиссовать таких призывников, -- пояснил генерал».

Подводя итоги весеннего призыва, генерал Макаров летом заявил, что план по набору срочников выполнен на 100%. Но вот контрактников в армии и на флоте не хватает. Как подсчитали в Генштабе, сейчас потребность в них составляет 425 тысяч человек. Пока же по контракту служат всего 184 тысячи военных.

Как предполагается, лишь к 2017 году Вооруженные Силы примут 425 тысяч человек на службу по контракту, полностью удовлетворив эту потребность. Тем самым доля контрактников в рядах армии превысит 70%, что должно будет значительно облегчить процесс обучения и повысит боеспособность войск.

Президент Дмитрий Медведев недавно также поднял тему контрактников в армии, но при этом он избегал цифр. Выступая на учениях на полигоне Чебаркуль, глава государства отметил, что количество контрактников будет определяться опытным путем, а не директивами Генштаба и Верховного Главнокомандующего [55, с. 8].

По итогам весеннего призыва свыше 200 должностных лиц привлечены к различным видам ответственности, несколько десятков лиц предостережены органами прокуратуры. По фактам нарушения законодательства о призыве возбуждены и расследуются 12 уголовных дел.

По информации Минобороны, количество молодых людей, уклоняющихся от получения повесток в военкоматы по итогам весеннего призыва, составило более 100 тысяч, 6 тысяч не явились в военкоматы после получения повесток, более 10 тысяч сменили место жительства и не уведомили об этом военкоматы.

В профилактике правонарушений, считают в генеральной военной прокуратуре, поможет работа во время призыва консультационных пунктов, а также телефонов доверия ГВП, которые с каждым готом становятся все более популярными среди призывников и их родственников.

Серьезную озабоченность у военных чиновников, отвечающих за призыв, вызывают проблемы, находящиеся вне компетенции оборонного ведомства. Так, проблем с набором в армию необходимого количества призывников возникнуть не должно, но качество призывного контингента будет хуже, чем раньше. На этом качестве должна сказаться «демографическая яма» - если с 1980 по 1985 годы в России ежегодно рождались до 1,5 миллиона мальчиков, то в 1988 году родились 800 тысяч мальчиков [9].

Серьезную озабоченность в Минобороны вызывает здоровье призывников. Минобороны ежегодно направляет в войска порядка 65% граждан, которые «имеют неплохое здоровье», но по тем или иным ограничениям не могут направляться в режимные части.

Кроме того порядка 35% граждан призывного возраста по медицинским основаниям освобождаются от службы или получают отсрочки. Около 100 тысяч пришедших в военкоматы направляются на повторные медобследования.

Ранее сообщалось, что Минобороны ежегодно тратит порядка 100 миллионов собственных средств на специальные диеты для солдат срочной службы, призванных с недостаточным весом [24].

По мнению военных, проблемы со здоровьем юноши получают в школе и в семьях с нездоровым климатом. В рейтинге болезней, выявляемых у призывников, на вершине находятся заболевания костно-мышечной системы, психические заболевания и нарушения в работе органов пищеварения.

Невеселые прогнозы у министерства обороны по поводу грядущих призывов на самом деле выглядят прелюдией к серьезному демографическому кризису, который может случиться в России. Так, начальник управления статистики населения Федеральной службы государственной статистики Ирина Збарская на одной из пресс-конференций озвучила демографическую статистику по России: «Нынешнее молодое поколение обладает худшим потенциалом здоровья, чем их родители», - сказала она, заметив, что только 20 процентов новорожденных можно считать здоровыми, и при этом и эта часть нации имеет мало шансов оставаться в добром здравии в будущем. Показатель смертности в возрастной категории 20-29 лет с 1993 года вырос более чем на 60 процентов. Светлых перспектив пока не видно, поскольку борьба за здоровый образ жизни ведется на начальных этапах и в малом объеме [39, с. 3].

О хронической недостаче призывного контингента в России заговорили еще с начала 1990-х годов. При этом в стране параллельно сокращалась штатная численность ВС - с 2,8 до менее 1 миллиона человек. Сейчас в армии налицо явный «некомплект», что по срочному, что по добровольному контингенту. Для замедления процесса старения населения следует повысить рождаемость. Но Россия идет по европейской модели малодетной семьи, и тут трудно ожидать, что наши женщины будут рожать постоянно.

Учитывая, что полного перехода на профессиональную армию в обозримом будущем не предвидится, проблема с недокомплектом призыва будет становится все острее. На данный момент ситуация с призывниками относительно приемлемая, поскольку в середине 1980-х годов в стране ежегодно рождалось до 2500 тысяч человек. Родившиеся в 1986-1988 годах отличаются не самыми плохими характеристиками по здоровью - это объясняется тем, что это поколение родилось после известного указа по преодолению алкоголизма 1985 года. С точки зрения демографии он сыграл, безусловно, позитивную роль.

Но что касается конца 1980-х - начала 1990-х годов, ознаменовавшихся различными социальными и экономическими потрясениями, то с этого времени рождаемость начала падать. В 1993 году родилось всего 1380 тысяч человек - при этом в разных возрастных категориях повысилась смертность. Следовательно, с 2011 года и далее российская армия столкнется с жесточайшим дефицитом личного состава.

В краткосрочной перспективе, по мнению демографов, в известной степени помог бы приток в российскую армию людей из соседних государств - Украины, Казахстана, Белоруссии. Но, во-первых, это может привести к нежелательным юридическим последствиям, а во-вторых, через какое-то время и эта мера (при условии ее воплощения) перестанет помогать.

В долгосрочной же перспективе, если не принять каких-либо радикальных мер по исправлению демографической ситуации, России не поможет уже ничего. Помимо пропаганды здорового образа жизни и усиления здравоохранения в целом, одним из выходов, по мнению экспертов, могло бы стать привлечение к армейской службе натурализовавшихся мигрантов. Опыт европейских стран, с подобными проблемами столкнувшихся, показывает, что сама система натурализации - от облегченного предоставления гражданства определенным категориям людей до воспитания детей мигрантов - такому притоку кадров способствует.

До недавнего времени изучению проблемы «Армии и демографии» уделялось мало внимания. Причины этого многообразны. Одна из них заключается в том, что практически не существовало никаких демографических ограничений на формирование ВС. Известно, что мобилизационные возможности государства зависят от демографической ситуации и тенденций её изменения, включая динамику численности населения и характер процессов рождаемости, смертности и миграции.

Демографическая ситуация в развитых странах, в том числе и в нашей стране, была такова, что практически снимала вопрос об источниках пополнения армий. Проблема была чисто технической - как организовать сам по себе набор рекрутов, а молодых людей, способных носить оружие, всегда было в избытке. Такая ситуация в нашей стране сохранялась практически до конца 1980-х годов (приложение А).

Совершенно иная ситуация сложилась в нашей стране с начала 1990 гг., когда спад рождаемости перешел из латентной фазы в открытую и, начиная с 1987 г., [33] резко снизились числа родившихся. Эта тенденция снижения чисел родившихся и соответственно чисел новорожденных мальчиков будет в любом случае продолжаться неопределённо долго, всё реже и реже маскируясь кратковременными подъёмами, как это произошло в начале XXI в. Однако эйфория у федеральных и региональных чиновников, обрадовавшихся «подъему рождаемости», ничем не оправдана. Это всего лишь статистический артефакт, связанный с очередной демографической волной -- с краткосрочным ростом чисел родившихся в начале 1980-х гг.

Крайне негативная динамика рождаемости непременно скажется и уже сказывается на возрастно-половой структуре населения, в том числе и на динамике призывных контингентов. Начиная с этого года и неопределённо долго, они будут сокращаться. Те, кому предстоит служить в ВС, уже родились. Так что до 2023 г. всё предопределено современной демографической ситуацией.

Отсюда неизбежно обострение проблемы пополнения ВС. Возможности государства в этом отношении по демографическим причинам будут сокращаться подобно шагреневой коже. В том же направлении действует и сложившаяся в нашей стране система отсрочек от призыва, которую военные чиновники старательно выдают за основную причину трудностей с комплектованием ВС. Однако корень зла вовсе не в отсрочках, а в демографической ситуации в стране.

Сокращения численности населения будет сохраняться неопределенно долго. Все имеющиеся демографические прогнозы говорят об одном и том же: в ближайшие десятилетия нас ждет радикальное, невиданное прежде в истории снижение численности населения нашей страны. Конкретные оценки этого снижения качественно не отличаются друг от друга -- к середине столетия в России численность населения уменьшится в лучшем случае почти на 30%, а скорее всего -- наполовину [33].

Соответственно также резко сократится численность призывных контингентов, о чем свидетельствует специально выполненный качественный прогноз численности возрастной группы 18 лет (приложение Б).

Таким образом, в Российской армии на стадии призыва существует ряд проблем. Сюда входят: неудовлетворительное состояние здоровья потенциальных призывников, демографические проблемы, уклонение от армии, нарушение прав призывников со стороны должностных лиц военкоматов и призывных комиссий в частности. Конкретные меры по решению перечисленных проблем, просемейной политики могут быть весьма разнообразными. Над ними должны работать политики, военные руководители, ученые, представители общественных организаций и движений. Лишь совместными усилиями и возможно будет создать тот социум, который позволит сочетать интересы обороноспособности с интересами семьи и самих молодых людей, выбравших для себя военную службу.

Далее в работе будут автором рассмотрены существующие проблемы «призыва» осени-2011 на примере Красносельского района г. Санкт-Петербурга, а также возможные варианты решения выявленных проблем. Но для начала дадим общую характеристику исследуемой организации.