logo
Повышение эффективности деятельности уголовно-исполнительных инспекций в сфере предупреждения повторных преступлений осужденных

- раскрыта роль и значение экспертно-криминалистических учетов и учетов Информационно-аналитических центров в деятельности уголовно-исполнительных инспекций

- рассмотрены новые виды криминалистических учетов и их возможности использования в уголовно-исполнительных инспекциях.

- освещены пути интеграции криминалистических учетов в деятельность уголовно-исполнительных инспекций.

Нормативная база исследования. Автор основывается на нормах Конституции Российской Федерации, федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, ведомственных нормативных актов, имеющих отношение к теме выпускной квалификационной работы, а также положениях международных правовых актов.

В процессе написания выпускной квалификационной работы автор опирался на научные концептуальные взгляды, идеи и подходы, содержащиеся в трудах: Т. В. Аверьяновой, Ф. Г. Аминева, Р. С. Белкина, А. Ф. Волынского, Н. Г. Гасымова, Е. И. Девикова, И. С. Дубровина, В. А. Жбанкова, Е. П. Ищенко, И. И. Карпеца, В. Я. Колдина, К. С. Корниенко, С. П. Митричева, В. С. Овчинского, И. И. Порубова, И. В. Путовой, К. С. Родионова, Е. Р. Россинской, В. И. Самарина, Р. А. Усманова, Н. П. Яблокова, И. Н. Якимова, С. А. Ялышева и др.

Эмпирическая основа исследования обусловлена не только его методикой, но и эмпирической базой, включающей в себя теоретический и практический материал, собранный автором за время прохождения преддипломной практики в уголовно-исполнительной инспекции Пензенской области.

Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав в шести параграфах, выводов, списка использованной литературы.

Глава 1. Организационно-правовые основы деятельности уголовно-исполнительных инспекций

1.1 Правовое регулирование организации и деятельности уголовно-исполнительных инспекций

Нормативно-правовым актом, регулирующим основные и наиболее общие вопросы организации и деятельности уголовно-исполнительных инспекций, является Положение об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729 Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 25. - Ст. 2947., которое было в свою очередь подготовлено и утверждено Правительством Российской Федерации на основании ст. 6 Федерального закона от 8 января 1997 г. № 2-ФЗ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 2. - Ст. 199.. В указанное Положение трижды вносились изменения. Первое из них было связано с передачей всей уголовно-исполнительной системы из МВД России в ведение Минюста России. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1999 г. № 199 Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 10.- Ст. 1228. п. 3 был изложен в следующей редакции: «Порядок создания инспекций как учреждений уголовно-исполнительной системы и определения их организационно-правового статуса устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации», в то время как в первоначальной редакции данного пункта эти за дачи возлагались на МВД России. В первоначальной редакции п. 5 рассматриваемого Положения было установлено, что «В своей работе инспекции взаимодействуют с другими службами и подразделениями органов внутренних дел, администрацией предприятий, учреждений и организаций (далее именуются -организации), в которых работают осужденные, органами местного самоуправления, прокуратуры, судами и общественными объединениями». В новой редакции п. 5 слова: «другими службами» были исключены.

Целый ряд изменений в Положение об уголовно-исполнительных инспекциях был внесен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2010 г. № 190 Собрание законодательства Российской Федерации - 2010. - №. 14.- Ст. 1655.

В п. 1 рассматриваемого Положения в редакции от 23 апреля 2012 г. установлено, что уголовно-исполнительные инспекции являются учреждениями, исполняющими в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества, а также меру пресечения в виде домашнего ареста.

В п. 4 Положения об уголовно-исполнительных инспекциях указаны основные задачи. Ими, с учетом изменений внесенных постановлениями Правительства Российской Федерации от 28 марта 2010 г. и от 23 апреля 2012 г., являются:

- исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы и исправительных работ;

контроль за поведением условно осужденных и осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено;

контроль за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений;

предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях;

иные задачи, возложенные на инспекции в соответствии с законодательством Российской Федерации

В п. 7 рассматриваемого Положения с дальнейшими изменениям установлены основные обязанности уголовно-исполнительных инспекций:

- ведение учета осужденных, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста;

разъяснение осужденным порядка и условий отбывания наказаний;

разъяснение лицам, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, условий исполнения указанной меры пресечения;

организация и проведение воспитательной работы с осужденными к ограничению свободы, лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и исправительным работам;

согласование с органами местного самоуправления объектов для отбывания обязательных работ осужденными;

согласование предложений органов местного самоуправления о местах, в которых осужденными отбываются исправительные работы;

контроль за поведением осужденных по месту работы, учебы и жительства, а также исполнением ими обязанностей и соблюдением запретов, возложенных судом и инспекцией;

согласование с администрацией организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам, вопроса о предоставлении им ежегодного оплачиваемого отпуска;

проведение первоначальных мероприятий по розыску условно осужденных, осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено, и осужденных к исправительным работам;

внесение в суды в установленном порядке представлений по вопросам дальнейшего отбывания осужденными наказания и освобождения от наказаний, а также представлений об изменении подозреваемым или обвиняемым меры пресечения в виде домашнего ареста;

- выявление причин и условий, способствующих совершению осужденными повторных преступлений, нарушений общественного порядка, трудовой дисциплины, и принятие мер по их устранению;

внесение в суды в установленном законом порядке представлений об отмене полностью или частично либо дополнении ранее установленных обязанностей для условно осужденных, а также о продлении испытательного срока;

внесение в суды в установленном законом порядке представлений об отмене частично либо о дополнении ранее установленных осужденному к наказанию в виде ограничения свободы ограничений, а также о замене осужденному, уклоняющемуся от отбывания наказания, неотбытой части наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы.

В п. 8 Положения об уголовно-исполнительных инспекциях с дальнейшими изменениями указано, что уголовно-исполнительные инспекции имеют право:

вызывать осужденных для разъяснения порядка и условий отбывания наказания, проведения профилактических бесед, выяснения вопросов, возникающих в процессе отбывания наказания, и причин допущенных нарушений порядка и условий отбывания наказания;

вызывать лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, для разъяснения условий исполнения указанной меры пресечения, проведения профилактических бесед, выяснения вопросов, возникающих в процессе исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, и причин нарушения условий исполнения данной меры пресечения;

выносить постановления об установлении обязанности для осужденных к исправительным работам до двух раз в месяц являться в инспекцию для регистрации;

посещать осужденных, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, по месту их нахождения, включая место жительства и работы, с целью контроля за поведением, соблюдением ими установленных обязанностей и запретов;

выносить в установленном порядке постановления о приводе осужденных, состоящих на учете в инспекции и не являющихся по вызову в инспекцию без уважительных причин;

проверять исполнение требований приговоров судов администрацией организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам и лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным;

контролировать правильность и своевременность перечисления финансовых средств в соответствующий бюджет администрациями организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам, и привлекать к осуществлению контроля финансовые и налоговые органы;

запрашивать от администрации организаций, в которых работают осужденные, документы о проведенной работе с осужденными, их поведении, отношении к труду, принятых к ним мерах поощрения и взыскания, а также сведения об отработанном осужденными времени;

обращаться в органы местного самоуправления и прокуратуры, суды и организации для решения вопросов, связанных с исполнением наказаний или меры пресечения в виде домашнего ареста;

выдавать разрешения осужденным к исправительным работам на увольнение с работы по собственному желанию в период отбывания наказания;

применять предусмотренные законом меры поощрения и взыскания к осужденным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы;

- в установленном порядке использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы и контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

Деятельность уголовно-исполнительных инспекций по исполнению отдельных видов наказаний регулируется Уголовно-исполнительным кодексом (УИК) Российской Федерации (глава 4 «Исполнение наказания в виде обязательных работ», глава 6 «Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью», глава 7 «Исполнение наказания в виде исправительных работ», глава 8 «Исполнение наказания в виде ограничения свободы»).

В статьях 177, 178 УИК Российской Федерации регулируется деятельность уголовно-исполнительных инспекций по контролю за поведением осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено в порядке ст. 82 Уголовного кодекса (УК) Российской Федерации (в отношении осужденной беременной женщины, женщины, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, мужчины, имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющемуся единственным родителем), а в ст. 178.1 - в отношении осужденных, признанных в установленном порядке больным наркоманией.

Осуществляя контроль за поведением указанных выше лиц, уголовно-исполнительные инспекции руководствуются также положениями соответствующих статей УК Российской Федерации - 82 «Отсрочка отбывания наказания» и 82.1 «Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией». уголовный исполнительный инспекция криминалистический

Положениями УК Российской Федерации уголовно-исполнительные инспекции руководствуются при осуществлении контроля за поведением условно осужденных (статьи 73 и 74) и условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания (ст. 79).

Осуществляя контроль за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений уголовно-исполнительные инспекции руководствуются положениями ст. 107 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) Российской Федерации.

Учитывая более высокую юридическую силу кодексов Российской Федерации, которые принимаются в том же порядке, что и федеральные законы и по юридической силе равнозначны им, по сравнению с актами Правительства Российской Федерации, относящимся к подзаконным актам, можно сформулировать вывод о том, что важнейшими нормативно-правовыми актами, регулирующими организацию и деятельность уголовно-исполнительных инспекций, являются УИК Российской Федерации, УК Российской Федерации, УПК Российской Федерации (в части исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста) и Положение об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729 с дальнейшими изменениями.

Некоторые вопросы деятельности уголовно-исполнительных инспекций регулируются другими федеральными законами и актами Правительства Российской Федерации.

Так, в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 26.- Ст. 3177. регулируются вопросы взаимодействия подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел с уголовно-исполнительными инспекциями. В соответствии с п.п. 7 п. 1 данного закона подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел вносят в уголовно-исполнительные инспекции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно п.п. 2 п. 1 рассматриваемого закона уголовно-исполнительные инспекции участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, контроль за поведением которых осуществляется ими в соответствии с УИК Российской Федерации.

Среди других актов Правительства Российской Федерации, затрагивающих деятельность уголовно-исполнительных инспекций, следует назвать постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2000 г. № 134 «О финансировании уголовно-исполнительных инспекций» Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 8.- Ст. 966., которым установлено, что финансирование уголовно-исполнительных инспекций осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 198 Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 14.- Ст. 1663. утвержден Перечень аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы. Вероятно, в ближайшее время каким-либо образом будет урегулирован вопрос об указанных средствах надзора и контроля, используемых при исполнении меры пресечения в виде домашнего ареста.

В целях оптимизации структуры управления уголовно-исполнительными инспекциями ФСИН России принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 мая 2011 г. № 894-р Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 22.- Ст. 3222., которым произведена реорганизация уголовно-исполнительных инспекций путем их слияния. Были упразднены межрайонные уголовно-исполнительные инспекции. Так, например, в Пензе и Пензенской области области на базе четырех межрайонных уголовно-исполнительных инспекций образовано федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензе и Пензенской области». Уголовно-исполнительные инспекции создаются в системе Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), которая в свою очередь подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации (Минюсту России). ФСИН России, как и большинство федеральных служб, не имеет права издавать нормативно-правовые акты.

Нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, в том числе и в сфере исполнения наказаний, осуществляет Минюст России (п. п. 2 п. 3 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 42.- Ст. 4108.), поэтому в систему нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и деятельность уголовно-исполнительных инспекций, входят нормативные приказы Минюста России. Так, например, приказом Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142 утверждена Инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества Российская газета. - 2009. - 14 августа., а приказом от 11 октября 2010 г. № 258 - Инструкция об организации исполнения наказаний в виде ограничения свободы Российская газета. - 2010. - 27 октября..

Таким образом, правовую базу организации и деятельности уголовно-исполнительных инспекций составляют УИК Российской Федерации, УК Российской Федерации, УПК Российской Федерации (в части исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста), другие федеральные законы (например, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»), акты Правительства Российской Федерации, основным из которых является Положение об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729 с дальнейшими изменениями, нормативно-правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации и правовые акты ФСИН России. Особенностью правового регулирования организации и деятельности уголовно-исполнительных инспекций по сравнению с другими подразделениями, входящими в систему ФСИН России, является то, что значительная часть этих вопросов регулируется актами Правительства Российской Федерации, что обусловлено в свою очередь особым статусом уголовно-исполнительных инспекций в системе ФСИН России как исполняющих наказания и меры уголовно-правового характера, не связанные с изоляцией от общества, значение которых в условиях продолжающейся гуманизации уголовной политики постоянно увеличивается.

1.2 Отдельные направления повышения эффективности деятельности уголовно-исполнительных инспекций

Вопросы, связанные с установлением контроля в отношении лиц, ранее совершивших преступления и представляющих определенную угрозу для общества, не только находятся в центре внимания современных ученых, но и являлись предметом исследования дореволюционных правоведов. Так, например, А. А. Пионтковский еще в 1894 г. предлагал ввести в уголовное право так называемый «институт испытания» Пионтковский А. А. Избранные труды. Т. 1. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2004.с.301.. Подобного мнения придерживался также Ф. Лист Лист Ф. Задачи уголовной политики. Преступление как социально-патологическое явление. - М.: ИНФРА-М, 2004. С. 37.. В свою очередь подавляющее большинство современных исследователей едино во мнении, что меры по контролю за поведением осужденных к различным видам наказания, не связанным с изоляцией от общества не носят ни карательный, ни возмездный характер. Исходя из этого делается вывод, согласно которому условное осуждение есть ни что иное, как форма социально-правового контроля, который может и должен осуществляться при условном осуждении, условно-досрочном освобождении, отсрочке отбывания наказания беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, а также лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы Гета М.Р. Пробация и ее перспективы в уголовном праве Республики Казахстан: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2000. С.8..

Следует отметить, что контроль за осужденными условно или освобожденными от наказания является исторически обусловленным явлением. Так, в частности в ст. 34 Уголовного уложения 1903 г. указывалось, что лица «приговоренные к каторге, ссылке на поселение, по освобождении от поселения или из заключения подвергаются следующим ограничениям (на определенный срок, зависящий от вида наказания): им воспрещается жительство и пребывание в указанных законом губерниях, уездах, городах; им воспрещается без особого разрешения местной полиции, оставлять избранное или назначенное место жительства...» Уголовное уложение, высочайше утвержденное 22 марта 1903 года. СПб: Издание Государственной канцелярии 1903. С.14.

Что касается современной России, то включение общепризнанных норм международного права в отечественную правовую систему в значительной степени предопределило применение видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества. В этой связи следует признать справедливым мнение, согласно которому «исполнение назначенного судом наказания не является самоцелью, а необходимо в той мере, в какой это наказание является средством достижения тех или иных предполагаемых целей, реализация которых делает дальнейшее отбывание наказания бессмысленным и даже вредным как для самого осужденного, так и для общества в целом» Азарян Е.Р. Преступление. Наказание. Правопорядок. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С.178..

С принятием УК Российской Федерации 1996 г. альтернативой реального исполнения наказания в виде лишения свободы и одним из важных инструментов, направленных на решение задач и достижение целей, сформулированных в ст. 2 и 43 УК Российской Федерации, стало условное осуждение. Более того, в юридической литературе представлена вполне обоснованная позиция о том, что в настоящее время основной формой реализации уголовной ответственности является не наказание, а условное осуждение Энциклопедия уголовного права / отв. ред. В. Б. Малинин. Т. 9. Назначение наказания. - СПб.: Изд-во профессора Малинина, 2008. С.729..

Об очевидной значимости института условного осуждения и его широком применении в судебной практике свидетельствуют результаты проведенного исследования, согласно которым соотношение осужденных к различным видам наказания, не связанным с изоляцией от общества за 2011 г. таково: осужденные условно составляют 78,9 %; осужденные к обязательным работам - 9,4 %; осужденные к исправительным работам - 8,5 %; осужденные с отсрочкой отбывания наказания - 1,7 %; осужденные к ограничению свободы - 0,8 %; осужденные к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - 0,7 %. Таким образом, наиболее распространенной категорией являются условно осужденные с испытательным сроком, то есть лица, в отношении которых суд пришел к выводу о возможности их исправления без отбывания наказания.

Поскольку испытательный срок, по сути, является периодом, в течение которого условно осужденные примерным поведением должны подтвердить факт своего исправления, вполне очевидна целесообразность установления контроля за их поведением. Такой подход не только способствует тому, чтобы осужденные воздерживались от совершения новых преступлений, но предопределяет необходимость надлежащим поведением доказывать свое исправление. В противном случае представляется весьма затруднительным говорить о профилактике преступности и равным образом судить об исправлении осужденного, который будучи предоставлен самому себе сможет вернуться к злоупотреблению спиртными напитками, бросит работу, прекратит осуществлять материальную поддержку семьи, что выльется в результате в совершение административных правонарушений и преступлений. Иными словами он поставит под угрозу не только свое положение в обществе, но и безопасность окружающих.

Существенная роль в достижении указанных целей возлагается на уголовно-исполнительные инспекции - учреждения, исполняющие наказания в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества, а также меру пресечения в виде домашнего ареста (п. 1 Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. № 360) Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 25. - Ст. 2947; 2012. - № 18. - Ст. 2224..

Учитывая то, что они исполняют уголовные наказания в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения свободы, а также осуществляют контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, мужчин, имеющих ребенка в возрасте до 14 лет и являющихся единственным родителем, кроме осужденных к лишению свободы на рок свыше 5 лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, которым судом отсрочено отбывание наказания, можно заключить, что на уголовно-исполнительные инспекции возложена реализация задач правоохранительного, контрольного, воспитательного и обеспечивающего характера.

Вместе с тем результаты проведенного исследования дают основание для вывода о высоком уровне повторной преступности среди условно осужденных. Так, в 2011 г. в отношении 26486 осужденных было возбуждено уголовное дело за совершение повторного преступления после постановки на учет, что составило 2,7% от числа состоявших на учете уголовно-исполнительных инспекций осужденных (998751 человек) Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России за январь-декабрь 2011 года: Информационно-аналитический сборник. - Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2012. С.151.. Таким образом, уголовно-исполнительные инспекции сегодня не способны оказывать серьезное противодействие рецидивной преступности.

По мнению ряда исследователей, одной из основных причин повторной преступности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, является необоснованное назначение судами излишне мягких видов наказания, обусловленное недостаточно тщательным исследованием личности подсудимого Смирнова И.Н. Методологические, организационные и правовые основы деятельности уголовно-исполнительной системы в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества: дис. ... д-ра юрид. наук. - Псков, 2010. С.187..

Поэтому особого внимания требует надлежащая организация первоначальной беседы с осужденным, регламентация которой осуществлена в разделе III Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142 Российская газета. - 2009. - 14 августа. [12].

Если подходить к контролю за поведением условно осужденного с позиции теории систем, а именно этот подход, как представляется, наиболее продуктивен и отвечает потребностям правоприменительной практики, данный процесс правомерно представить в качестве сложной целостной системы. Следовательно, для данного вида социального контроля, как и для любой целостной системы характерны: определенный состав, набор компонентов, специфическая структура - характер взаимодействия компонентов друг с другом, а также системы в целом с окружающей средой.

На первое место среди элементов исследуемой системы нужно поставить условно осужденного, являющегося объектом рассматриваемого вида социального контроля.

Результаты анализа правоприменительной практики и специальной литературы дают основание для вывода, что из числа условно осужденных можно выделить три группы лиц.

Для первой группы сам факт их осуждения и последующего нахождения под контролем является вполне достаточным для формирования стойкого побуждения воздерживаться от преступного поведения. В эту группу входят лица, характеризующиеся достаточно устойчивой позитивной социальной направленностью, как правило, совершившие преступление в условиях критической жизненной ситуации (например, в состоянии сильного душевного волнения).

Вторая группа характеризуется наличием менее стойкого намерения больше не совершать преступлений. Для лиц, входящих в эту группу характерно сочетание позитивной и негативной социальной направленности (однако последняя минимальна) и, как следствие, легкомысленное отношение к социальным нормам, регулирующим поведение в обществе.

Третью группу составляют лица, от которых можно ожидать совершения нового преступления, поскольку сочетание позитивной и негативной социальной направленности у них примерно равно. Для них характерно отсутствие четких границ между «можно» и «нельзя», вследствие этого отсутствует тяга к совершению повторных преступлений и они не проявляют активность в нахождении и создании ситуаций, способствующих их совершению. Однако в зависимости от наличия (отсутствия) подобных ситуаций и их характера возможно как усиление, так и ослабление криминогенности личности.

Вполне понятно, что выяснение того, к какой группе относится условно осужденный, наряду с тщательной подготовкой к проведению первоначальной беседы с ним, предполагает надлежащую организацию этой беседы и последующий анализ и оценку полученных сведений.

На наш взгляд, к изучению личности условно осужденного, в том числе с целью выяснения уровня правосознания и степени выраженности рецидива, необходим комплексный подход, который предполагает установление:

- социально-демографических признаков личности: пол, возраст, образование, социальное положение и род занятий; семейное положение, принадлежность к городскому или сельскому населению, материальное положение, жилищные условия;

- социально-психологических признаков: положение личности в системе социальных связей и отношений, принадлежность к определенной социальной группе, степень участия в трудовой, общественно-политической деятельности, круг ближайшего окружения, уважение и авторитет в трудовом коллективе, семье, бытовом окружении;

- уголовно-правовых признаков: характер совершенного преступления, направленность и мотивация; совершено ли преступление группой лиц;

- нравственной составляющей личности: морально-нравственные черты и свойства, взгляды, убеждения, система ценностной ориентации, жизненные ожидания стремления, социальная значимость потребностей и притязаний;

интеллектуальных свойств: уровень умственного развития, объем знаний, жизненный опыт, широта взглядов, разнообразие интересов;

эмоциональных свойств: степень эмоциональной возбудимости, сила и темп реакции на различные раздражители и ситуации, постоянство переживаний;

- волевых свойств: наличие (отсутствие) целеустремленности и последовательности в принятии решений, твердости и настойчивости в достижении целей, выдержки и самообладания в сложных ситуациях, решительности и энергичности в действиях.

Такой подход, во-первых, обеспечивает выявление лиц, склонных к различным видам деструктивного поведения, что может свидетельствовать о реальной возможности совершения ими новых преступлений. Во-вторых, предопределяет необходимость более тщательного изучения как негативных, так и позитивных свойств личности осужденных, что может быть использовано для составления их психологической характеристики и, как следствие, позволит обеспечить индивидуальный подход к осужденным и прогнозировать их преступное поведение. В-третьих, создает необходимую информационную базу для разработки рекомендаций по коррекции поведения осужденных и повышению эффективности исправительного воздействия. В-четвертых, позволяет осуществлять планирование профилактических мер индивидуального характера.

Существенное значение приобретает психолого-социальное сопровождение условно осужденных, которое включает следующие этапы:

- первый этап - знакомство с осужденным, имеющее целью сбор первичной информации и установление контакта;

второй этап - психодиагностическое обследование с целью максимально полного изучения личности осужденного и составления его психологического портрета;

третий этап - собственно психологическое сопровождение;

- заключительный этап является ключевым, поскольку осужденный снимается с учета либо в случае невыполнения обязанностей или совершения преступления направляется в исправительную колонию для отбывания наказания. Таким образом, именно на этом этапе можно судить об эффективности социально-психологического сопровождения Репкина Я. С. Программа психолого-социального сопровождения осужденных в УИИ // Психологическое обеспечение уголовно-исполнительных инспекций: сб. материалов проблемного семинара. - М.: НИИ ФСИН России, 2007. - С. 47-50..

В процессе работы с осужденными необходимо составление исправительных характеристик осужденных (портретов) применительно к каждому этапу и различным периодам отбывания наказания.

Изложенное со всей очевидностью свидетельствует о наличии ряда ключевых обстоятельств, суть которых заключается в необходимости не только привлечения психолога к работе на всех этапах осуществления контроля за поведением условно осужденных, но и тесного взаимодействия с ним сотрудников уголовно-исполнительных инспекций. Особенно важно такое взаимодействие на самых ранних этапах осуществления контроля. Такой подход не только обеспечит на профессиональном уровне выявление особенностей личности осужденных, составление их социально-психологических характеристик и психологическое сопровождение, но и создаст необходимые предпосылки для постоянного мониторинга исправления осужденного как со стороны психолога, так и сотрудников инспекций.

Вместе с тем полагаем важным отметить, что исследователями неоднократно указывалось весьма существенное обстоятельство, связанное с тем, что нормативные правовые акты, регламентирующие работу психологов уголовно-исполнительной системы, не в полной мере отражают специфику этой деятельности Бережнова Н. Д. Совершенствование системы управления психологическими психологическими службами Федеральной службы исполнения наказания России // Административное и муниципальное право. - 2011. - № 5. - С. 49-51.. В первую очередь речь идет об Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 12 декабря 2005 года № 238, в которой, в частности, не акцентируется внимание на необходимости разработки рекомендаций по осуществлению контроля за поведением условно осужденных, основанных на изучении индивидуально-психологических особенностей их личности, то есть на индивидуализации этого контроля. Этот недостаток указанного документа должен быть устранен внесением в него соответствующих изменений.

В качестве вывода по изложенному материалу также укажем, что с целью обеспечения эффективного контроля за поведением условно осужденных налицо необходимость не только диагностики личностных свойств каждого из указанных лиц, но и привлечение психолога к ее проведению. При тесном взаимодействии с психологом сотрудники уголовно-исполнительных инспекций будут располагать весьма значимой по объему и характеру информацией, касающейся особенностей личности осужденного. Это, в свою очередь, в значительной степени будет способствовать выявлению рецидивоопасной категории условно осужденных, позволит определить необходимость проведения индивидуальной предупредительной работы с конкретными лицами из их числа, более обоснованно и целенаправленно проводить работу по контролю за исполнением ими общих обязанностей, закрепленных в ч. 4 ст. 188 УИК Российской Федерации, и индивидуальных обязанностей, возложенных приговором суда в порядке ч. 5 ст. 73 УК Российской Федерации.

1.3 Информатизация деятельности уголовно-исполнительной системы на современном этапе

За последние десять лет уголовно-исполнительная система России подверглась значительным изменениям, направленным на реформирование принципов, методов, нормативно-правовой базы, концепции осуществления исполнения наказаний, внедрение новых информационных и коммуникационных технологий в пенитенциарную практику.

Вместе с тем, в настоящий момент назревает необходимость в анализе современных информационных технологий и их применении в исправительном процессе учреждений УИС. Из существующего разнообразия методов и средств, которые используют информационные технологии, не все применимы в условиях российских исправительных учреждений. Это связано как с субъективными, так и с объективными причинами. Из субъективных, отметим следующие причины: недостаточная техническая оснащенность, несовершенство нормативно-правовой базы, особенности исполнения наказания, связанного с лишением свободы и многое другое. К объективным причинам относятся особенности работы с отдельными категориями осужденных, зачастую не позволяющих применять технические средства для их ресоциализации.

К сожалению, на сегодняшний день не все регионы РФ могут обеспечить ИУ современной компьютерной техникой в требуемом объеме как для организации обучения и досуга осужденных, так и для сотрудников. По результатам анкетирования сотрудников групп социальной защиты осужденных, проведенным УСПВРО ФСИН России в 2008-09 гг. совместно с ВИПЭ ФСИН России, около 10% соответствующих подразделений в исправительных учреждениях России не обеспечены компьютерной техникой или она морально и/или физически устарела. За последние годы в рамках ведомственной целевой программы «Информационное и телекоммуникационное обеспечение деятельности ФСИН России на 2005 - 2007 гг.» были разработаны спецификации оборудования для организации локальных вычислительных сетей в территориальных органах УИС, спецификация оборудования для внедрения автоматизированных учетов, для создания автоматизированной системы информационного обеспечения деятельности территориальных органов УИС. Также ежегодно директором ФСИН России утверждаются годовые планы с учетом задач, поставленных в ведомственной целевой программе, и предложений управлений и служб центрального аппарата ФСИН России.

Согласно приказу Минюста России от 31 декабря 2003 г. № 331 «Об утверждении Положения о материально-техническом обеспечении учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации», установлены нормы оснащения компьютерной техникой учреждений УИС, которое осуществляется на основе анализа данных о наличии компьютерной техники, состоящей на балансе потребителя [1]. Согласно этим нормам территориальные органы УИС оборудуются компьютерной техникой из расчёта 50% от общей численности среднего и старшего начальствующего состава, а оперативные службы - 100%.

Сбор, обработка и анализ информации в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы в настоящее время осуществляется по следующим направлениям:

1) обработка статистической, оперативно-справочной, архивной информации;

2) хранение форм государственного и ведомственного статистического наблюдения;

3) ведение баз данных нормативно-справочной информации и классификаторов, относящихся к объектам учета;

4) обработка персональных данных специализированных учетов УИС;

5) разработка, внедрение и сопровождение информационных систем сбора, обработки и анализа статистической отчетности.

Информационный ресурс ФСИН России составляет 15 млн. обрабатываемых в течение года значений, 3 тыс. поступающих по электронной почте файлов в сутки, 800 регламентных отчетов, содержащих более 10 тыс. таблиц, банк данных нормативных правовых актов ФСИН России, информация о персонифицированном учете лиц, находящихся в исправительных учреждениях и отбывающих наказания, не связанные с лишением свободы, персонифицированном учете личного состав, других учетов.

НИИИиПТ ФСИН России разработаны и внедрены информационные системы по автоматизации ведения специальных учетов для следственных изоляторов (ПТК АКУС СИЗО), исправительных учреждений (ПТК АКУС ИК), уголовно-исполнительных инспекций (ПТК АКУС УИИ), которые являются источником разноплановой информации по лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, содержащимся под следствием в СИЗО и отбывающим наказания, не связанные с лишением свободы. Эти сведения охватывают все стороны пребывания гражданина в СИЗО и ИУ, включают текстовую информацию, фототеку, библиотеку дактилоскопических карт.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2007 г. № 638 «Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации» и Федеральной целевой программой «Глобальная навигационная система» в настоящее время проводится работа по выполнению «Плана поэтапного внедрения навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в деятельность УИС на 2008 - 2020 годы».

Внедрение навигационной спутниковой системы организованно в три этапа:

1) изучение возможностей ГЛОНАСС, разработка нормативно-правовой базы использования навигационной системы в УИС, определение источников финансирования (2008-2009 годы);

2) мероприятия по опытной эксплуатации и модернизации навигационной аппаратуры (2010-2012 годы);

3) оснащение аппаратурой ГЛОНАСС подразделений ФСИН России (2013-2020 годы) и введение ее в действие.

ГЛОНАСС - российская спутниковая система навигации. Она была разработана по заказу Министерства обороны, и в настоящее время может использоваться как в военных, так и в гражданских целях. Система принята в эксплуатацию в 1993 году, но из-за недостаточного финансирования все еще не работает в полном режиме.

Основой системы будут являться 24 спутника, движущиеся над поверхностью Земли в 3-х орбитальных плоскостях с наклонением 64,8°, и высотой 19100 км. При доведении количества действующих спутников до 18 на территории России обеспечивается практически 100%-ная непрерывная навигация. На остальной части Земного шара при этом перерывы в навигации могут достигать полутора часов. Практически непрерывная навигация по всей территории Земного шара обеспечивается при полной орбитальной группировке из 24-х спутников с точностью до 30 метров.

В уголовно-исполнительной системе ГЛОНАСС планируется к внедрению на автомобильном и железнодорожном спецтранспорте в целях обеспечения надёжной охраны подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений и осужденных при конвоировании, для повышения дисциплины среди сотрудников, несущих службу в карауле, законности при выполнении служебных задач, соблюдения защиты прав и законных интересов сотрудников и спецконтингента, немедленного реагирования на поступление сигнала «Тревога».

Спутниковая навигационная система позволит отслеживать реальное местоположение спецтранспорта, соблюдение установленного маршрута движения, скоростного режима, длительность стоянок, отсутствие незапланированных остановок в пути следования и других чрезвычайных происшествий, учитывать пробег спецавтомобилей и расход топлива.

Использование глобальной системы слежения в практической деятельности способствует:

- недопущению нарушений законности при несении службы;

- профилактике неслужебных связей со спецконтингентом;

- обеспечению безопасности личного состава и спецконтингента по всему маршруту конвоирования.

Кроме того, использование возможностей ГЛОНАСС будет направленно на обеспечение исполнения наказаний без лишения свободы (контроль при домашнем аресте), позволит контролировать сотрудников, осуществляющих надзор и охрану в учреждениях в УИС, поможет в розыске лиц, уклоняющихся от наказания.