Периметровая охранная сигнализация

дипломная работа

6. Классификация периметровых ТСО

Как известно, комплексы ТСО (далее - КТСО) объектов создаются по принципу последовательного построения рубежей защиты, которые препятствуют распространению угроз и обеспечивают их своевременное обнаружение. Эти рубежи могут формироваться, например, в таком порядке: внешний рубеж;

от внешнего ограждения объекта до стен зданий, окон и входных дверей их первых этажей;

от окон и входных дверей зданий до особо важных помещений (где расположены, например, хранилища ценностей, конфиденциальная информация и т.п.);

крыши зданий (их периметр, входы на чердаки).

Многорубежная защита существенно повышает надежность охраны. При этом появляется страховка на случай, если, например, первый или второй рубеж не сработал из-за неисправности аппаратуры или злоумышленник оказался подготовленным и осведомленным о возможностях (способах) обхода рубежей защиты. Вынудить нарушителя отказаться от преступного замысла можно, установив на этих рубежах технические средства охраны (ТСО) и инженерно-технической защиты (далее - ТСИТЗ). Для неподготовленных нарушителей они представляют собой практически непреодолимую преграду. Помимо стационарных ограждений в качестве ТСИТЗ могут использоваться:

ограждения из малозаметной проволочной сети (сетки-ловушки);

ограждения из дерева, металла, бетонных плит, объемной и плоской ленты АКЛ, натянутой между опорами проводов, проволоки, сетки различных видов и т.п.;

электрошоковые устройства (устанавливаемые на ограждении или переносные);

противотаранные барьеры и устройства;

дорожные блокираторы;

автозаградители.

Ограждение - это искусственное сооружение на местности, которое является физическим препятствием и/или каналом передачи информации о факте прохода. Ограждения высотой 2-3 м являются наиболее распространенными в силу своих компромиссных охранно-эстетических свойств. Их преодоление путем перелезания возможно с помощью подручных средств. Однако при усилении конструкции сверху дополнительным препятствием в виде козырькового заграждения (далее - КЗ) это становится маловероятным. КЗ бывают разных модификаций и могут обеспечивать дополнительные заградительные функции:

увеличение высоты инженерного сооружения;

установка различных типов технических средств обнаружения;

комбинирование конструкций КЗ за счет применения различных видов колючей проволоки, армированной колючей ленты и сетчатых сварных полотен.

КЗ на основе армированной колючей ленты и (или) валики АКЛ на земле вблизи периметрового ограждения - наиболее быстрый и эффективный способ его усиления. Конструкция систем ограждений (в зависимости от существующих угроз, степени важности объекта и финансовых возможностей его владельца) имеет различный набор функций и воздействий на потенциального нарушителя - от простого обозначения территории объекта (декоративное ограждение) до нелегального воздействия на нарушителя (электрошоковое ограждение).

Ограждение и его элементы наряду с функцией физического барьера выполняют функцию платформы для крепления блоков и конструкций технических средств обнаружения, систем видеонаблюдения, освещения и других вспомогательных средств. Рубежи защиты (физические барьеры) критически важных объектов оборудуются, как правило, на подступах к ограждениям (как снаружи, так и изнутри) и вблизи пунктов санкционированного пропуска на эти объекты. Наиболее предпочтительным представляется использование стационарных и быстроразвертываемых предупредительных ограждений из малозаметной проволочной сети (сетки-ловушки) и плоской ленты АКЛ (на внешних рубежах, подступах к стенам зданий и на крышах), а также противотаранных барьеров и устройств (на автомобильных КПП), дорожных блокираторов и автозаградителей.

Там, где на периметре имеются достаточно протяженные (не менее 500 м) ровные прямолинейные участки, устанавливаются радиотехнические или активные оптико-электронные средства и системы (вблизи или по верху ограждений). В большинстве случаев используются также и сигнально-заградительные средства. При выборе типов средств, устанавливаемых на ограждениях, учитываются: помеховая обстановка, механические характеристики ограждений, наличие и протяженность разрывов в них (включая ворота, калитки, водопропуски), наиболее вероятные цели и пути проникновения. На режимных (критически важных и повышенной опасности) объектах в России наиболее распространены следующие СО, системы и комплексы: радиоволновые двухпозиционные (СМД-1,4 П1, СМД-125, "Радий-2", "Линар", РЛД-94, система "Зенит"), радиоволновые проводные (УРАН-М1, ГАЗОН-21), оптико-электронные активные СПЭК, быстроразвертываемый комплекс РАДИЙ-БРК, емкостные СО (РАДИАН-14, РАДИАН-15МП), индуктивные "Алмаз-01", "Алмаз-02", вибрационные (КВАРТЕТ-В, ДЕЛЬФИН-М, ГОДОГРАФ СМ-В-1 Б) и ряд других. Эффективность КТСО не в последнюю очередь определяется оптимальностью размещения ТСИТЗ в контролируемых зонах объекта.

6.1 Электрошоковые устройства

Появление отечественных электрошоковых устройств датируется 1960-ми гг. (в бывшем СССР для защиты ракетных позиций использовались электризуемые ограждения, а в сельском хозяйстве - электропастухи). За рубежом аналогичные устройства широко применяются в Израиле на границе с Палестинской автономией. Среди современных ТСИТЗ следует выделить стационарные электрошоковые средства, в частности электрошоковое средство охраны периметра с функциями охранной сигнализации "G.M.", подпадающее под действие ГОСТ 50940-96 (допускающего использование электрошоковых и защитных устройств (ЭШУ) в целях самообороны и защиты объектов гражданского и ведомственного назначения от не-санкционированных проникновений). Стационарные ЭШУ охраны периметров являются высокоэффективным средством защиты объектов. Электроды ЭШУ, выполненные в виде нитей проволочного ограждения, являются одновременно и физическим препятствием для нарушителя, а ЭШУ с ограждением может быть включено в состав систем сигнализации. У стационарных ЭШУ контакт осуществляется по схеме "высоковольтный участок - нога - рука" или "высоковольтный участок - нога - нога".

Психологическое воздействие табличек "Стой! Опасная зона" и "Высокое напряжение", устанавливаемых в пределах видимости 25-50 м, для злоумышленников, знакомых с воздействием электричества на бытовом уровне, практически исключает попытки преодоления ограждения. На тех, кому недостаточно предупреждения, в импульсном режиме оказывается электрошоковое воздействие. Замыкание двух соседних нитей проволоки ограждения ЭШУ любопытствующим или нарушителем не ведет к судорожному сжатию нитей, а напротив, приводит к срабатыванию рефлекса; и он немедленно отпускает нити и отскакивает от ограждения, испытав 30-секундный шок и 10-минутное конвульсивное подергивание различных групп мышц.

Отработаны конструктивные решения, позволяющие создавать проводные электризуемые ограждения различной конфигурации, в том числе в виде козырька основного ограждения, а также по верху стен и крыш, либо совместно с существующей преградой в качестве дополнительного или предупредительного ограждения.

Можно использовать ограждения ЭШУ "G.M." в сочетании с предупредительным ограждением из ленты АКЛ (в составе комплекта "СКАТ-500"), которое обеспечивает: обнаружение замыкания 2 соседних нитей основного ограждения или обрыв любой нити (выдача тревожного извещения на систему сбора информации); электрошоковое воздействие на нарушителя при попытке преодоления основного ограждения; защиту от случайного попадания под действие электрошока людей и животных.

6.2 Ограждения с использованием спирали АКЛ и малозаметной проволочной сети (МЗП-1М)

Спираль АКЛ широко применяется на подступах и по верху ограждений, в частности на козырьках, блокируемых радиоволновыми проводными ТСО типа "Импульс". Кроме того, АКЛ и изделия из нее применяются в конструкции ограждений следующих периметровых сигнально-заградительных ТСО:

вибрационных ("Багульник-М", "Годограф", "Вереск", "Ежевика-Б", "Мультисенсор", "Гюрза-035" и др.);

микрофонных и сенсорных ("Гардвайр", "Дефенсор");

емкостных ("Радиан" с ограждением из плоской спирали типа "Ярус-АКЛ").

Использование высокопрочных оцинкованных материалов, надежное соединение ПКЛ с армирующей проволокой, обладающей высокой упругостью, применение скоб, обустройство бетонного цоколя (фундамента) делают практически невозможным демонтаж ограждений без специального инструмента и обеспечивают сохранность их заградительных свойств при эксплуатации в течение 25-30 лет в любых климатических условиях. Сеть МЗП-1М используется в составе мобильных противопехотных заграждений, позволяющих предотвратить проникновение нарушителя на объект через верх ограждения и крыши зданий, ограничить доступ на отдельных подходах к объекту, создать полосу отчуждения по периметру. Заграждение из МЗП-1М может служить также препятствием для колесной и гусеничной техники.

6.3 Особенности оборудования пунктов пропуска транспорта на охраняемые объекты

Площадки досмотра на автомобильных и железнодорожных КПП ограничиваются забором по типу основного ограждения, а проездные ворота оборудуются электромеханическим приводом с дистанционным управлением и блокировкой, предотвращающей одновременное открытие внешних и внутренних ворот. Инженерное оборудование (в стационарном исполнении и быстроразвертываемое) может использоваться не только на рубежах периметра, но также и на территории охраняемого объекта, в частности, для понуждения проникшего нарушителя двигаться в поле зрения камер системы видеонаблюдения, обеспечивая службе охраны, запас времени для выявления предпосылок террористической угрозы и для задержания нарушителя на дальних подступах (увеличение интервала времени, затрачиваемого им на преодоление рубежей пассивной защиты). Железнодорожные КПП оборудуются внешними и внутренними проездными воротами, площадкой досмотра вагонов. В зоне проездных ворот таких КПП устанавливаются стрелки-сбрасыватели.

Автомобильные КПП оборудуются внешними и внутренними проездными воротами и площадкой досмотра машин. Ворота на пунктах пропуска являются значимым элементом комплексов ТСО режимных объектов, они обеспечивают оперативный проезд служебных ("своих") транспортных средств и "отсекают" посторонние транспортные средства. Воротами оборудуются автомобильные и железнодорожные въезды на территорию объектов, железнодорожные и автомобильные КПП. По периметру объектов могут устанавливаться основные, запасные или аварийные ворота. На критически важных объектах пропуск транспортных средств осуществляется в режиме шлюзования, а на подступах к воротам для противодействия возможным террористическим атакам устанавливается упомянутое выше инженерное оборудование. Анализ статистики показывает, что наибольшими шансами прорваться на объект через ворота обладает группа из 2-5 подготовленных человек, имеющая в своем распоряжении автотранспортные средства.

Для остановки транспортных средств и предотвращения их несанкционированного проезда перед внешними проездными воротами устанавливаются средства принудительной остановки, в частности противотаранные устройства (далее - ПТУ). В настоящее время на российском рынке широко представлены ПТУ шлагбаумного, выдвижного и тросового типов. Они могут применяться как отдельно, так и в комбинации с автоматическими раздвижными или распашными воротами, образуя коридор (шлюз) для досмотра автотранспорта.

Конструкция устройства должна обеспечивать:

работу в заданном временном режиме с учетом пропускной способности транспорта;

цикл открытия-закрытия на КПП с интенсивным движением в диапазоне от 5 до 30 с.

Для увеличения запаса времени, имеющегося у охраны на принятие решения по пропуску автотранспорта на объект, необходимо использование дополнительных средств ограничения скорости транспортных средств при подъезде к КПП. Воздействие атмосферных осадков (дождя, снегопада) на ПТУ выдвижного и тросового типов обуславливает необходимость регулярного (не реже 5-8 раз в сутки) обслуживания их механических частей. Частая процедура открытия-закрытия негативно сказывается на ресурсе ПТУ и приводит к интенсивному износу устройства, поэтому его конструкция должна обеспечивать малое время и легкость проведения ремонтно-восстановительных работ. На случай ческой части ПТУ, как правило, обеспечивается возможность ручного управления им. Эти средства способны выдержать таранный удар транспортного средства массой 7500 кг, движущегося со скоростью до 80 км/ч. В связи с тем, что через воротные проемы (автомобильные и железнодорожные) проходят наиболее опасные маршруты с точки зрения возможности преступных акций, их целесообразно оборудовать противотаранными устройствами (шлагбаумами), интегрированными в состав СКБ соответствующих объектов при помощи "интеллектуальных" пультов управления, обеспечивающих координацию их функционирования с центральным пунктом управления, включая контроль за действиями операторов КПП [4].

Делись добром ;)