logo
Особенности формирования межнациональной толерантности курсантов высших военных институтов

3. Воспитание межнациональной терпимости и способы разрешения межнациональных конфликтов, возникающих в ходе обучения и прохождения службы между курсантами военных институтов

Воспитанию толерантности и профилактике проявления ксенофобии в настоящее время уделяется не малое внимание, что говорит о том, что все же общество стоит на пути, путь и сложном, к демократическому и правовому обществу, в котором будет преобладать терпимость и уважение одной нации к другой, в таком обществе люди любой национальности смог чувствовать себя не ущемленными, а уверенными в себе и своих силах. Данную идею нельзя назвать утопичной, поскольку на данном этапе развития, в обществе создано великое множество программ, которые направлены на сплочения различных наций, начиная с детей дошкольного возраста, заканчивая уже пожилыми людьми.

Но как воспитать во взрослом человеке, в нашем случае курсанте военного института необходимый уровень межнациональной толерантности? Возможно ли, объяснить взрослому, сформировавшемуся как личность человеку, как необходимо вести себя в многонациональном коллективе? Данная задача, прежде всего, ложиться на плечи педагогов и психологов военных институтов.

Фундаментом культуры национального общения являются национальные и общечеловеческие ценности. Нормы культуры межнационального общения призваны урегулировать отношения таким образом, чтобы любой военнослужащий мог взаимодействовать со своими соратниками, так чтобы ни какие национальные различия, культурные противоречия, несогласия во вкусах, не смогли оказать своего влияния. Используя накопленные исследования в науке, можно дать культуре межнационального общения военнослужащего следующее определение. Культура межнационального общения является интегральным качеством личности военнослужащего, которое можно охарактеризовать его познаниями в культуре, обычаях народов, толерантным отношением к отличным от своих точкам зрения, навыках взаимодействия с представителями иной национальности в процессе воинской службы и выполнения поставленных задач. Культура межнационального общения у военнослужащих, в частности курсантов, предполагает не только знания о других национальных сообществах, но и желание курсанта понять основные принципы культуры, изучить ее. Высокий уровень культуры межнационального общения, прежде всего, поможет курсанту военного института найти адекватную модель поведения, которая в тех или иных случаях способна поддержать здоровую атмосферу в коллективе, повысить результаты совместной деятельности.

И так, для того, чтобы выяснить каким же образом происходит процесс воспитания толерантности, мы можем обратиться к автору учебного пособия «Этнопсихология» Стефаненко Т.Г. и выявить факторы, которые необходимы для воспитания толерантности у курсантов [6,С.305-331]

Культура межнационального общения включает в себя следующие компоненты: поведенческо-интегрирующий, познавательно-практический, мотивационно-смысловой.

Поведенческо-интегрирующий компонент - это желание военнослужащего и его способность осуществлять каждое свое действие в соответствии с нравственными и моральными нормами по отношению к представителям иных национальностей.

Познавательно-практический компонент выражается в базе знаний военнослужащего о нормах и ценностях, стереотипах поведения другого народа. Вырабатывает навыки межнационального общения.

Мотивационно-смысловой компонент выражается в способности осмыслить военнослужащим образа жизни другой этнической или национальной группы

Указанные компоненты необходимо сформировать так, чтобы негативное или безразличное поведение курсанта к представителям иной национальности смогли перерасти в осмысленное желание принять и понять чужую культуру.

Все вышеуказанные компоненты находятся в тесной связи между собой, в постоянном взаимодействии.

Исходя из анализа компонентов культуры межнационального общения, можно определить какими функциями должна область толерантность военнослужащего:

- побуждающая функция или деятельность субъекта направленная на получение знания о культуре и традициях других наций, направленная на усовершенствование межэтнических контактов;

- смысловая функция, обуславливающаяся осознание и принятие военнослужащим изучение иных культур и специфики межэтнического восприятия и взаимодействия;

информативная функция, отражает процессы приобретенных индивидами знаний и опыта межнационального общения;

- воспитательная функция - это приобщение индивидуума к культуре межнационального общения в условиях воинского коллектива, развитие духовных, нравственных, моральных, психологических качеств воина;

- коммуникативная функция, то есть социализации военнослужащего как личности, формирующая устойчивые линии поведения, навыки общения в коллективе, побуждение к совместной деятельности;

- функция принятия - готовность военнослужащего для взаимодействия с военнослужащими иных национальностей, выражается в терпимости, принятия различий, отношения с уважением к чужому образу жизни.

- интегрирующая функция - обычно базой, которой являются взаимопомощь, уважение, честь, достоинство, милосердие.

Обычно военнослужащий ВС РФ имеет четыре уровня формирования межнациональной культуры общения.

1. Конфликтный уровень, то есть у курсанта полностью отсутствует желание приобрести знания о культуре другого народа, характерно агрессивное поведение, завышено собственное «Я», болезненное отношение к критике по национальным признакам, националистические взгляды, нетерпимое и зачастую брезгливое отношение к представителям другой нации, оскорбление чувств народа иной национальности, пренебрежение чужими традициями и обычаями.

2. Нейтрально-конфликтный уровень у курсанта отсутствует интерес к межнациональному общению, к изучению культуры иного народа, данный курсант обычно не воспринимает традиции другой национальной группы, настороженно относится к представителям других наций и этносов, не стремиться идти на контакт, холоден в общении.

3. На нейтральном уровне у курсанта обычно интерес к чужой культуре имеет избирательный характер, при этом вступает в дружеские отношения с людьми различных национальностей, не испытывает особенного интереса к чужим традициям, культуре, не старается ее понять.

4. Не конфликтный уровень характеризуется интересом курсанта культуре другого народа, желанием само развиваться, охотно идут на контакт с представителями другой национальности, вступают в дружеские отношения, с уважением относятся к нормам поведения той или иной нации, культуре, традициям.

И так, что же необходимо педагогу или руководителю многонационального коллектива, в состав которого входя курсанты, чтобы воспитать в каждом из них высокий уровень межнациональной толерантности.

Во-первых, необходимо изучить специфику представителей различных наций. Руководитель (преподаватель) должен ознакомиться какие обычаи, нормы морали, традиции имеют место быть у отдельно взятой нации. Недопустимо допускать предвзятости в отношениях к одной национальности, и при этом давать привилегии другой национальности. Отсутствие у руководителя подобной многонациональной группы специальных знаний в области психологии, может сказаться негативно и привести к межнациональным трениям и конфликтам. Воспитательная работа не должна быть разовой, ее необходимо проводить систематически, планово, целеустремленно.

Во-вторых, важным элементом воспитательной работы курсантов является понятие руководителем и педагогом нравственно-психологической атмосферы в коллективе.

В-третьих, один из важнейших воспитательных элементов - деятельность руководителя по сплочению коллектива, не смотря на их разное мировоззрение. В многонациональном коллективе необходимо бороться с предрассудками, эгоизмом и национальной ограниченностью.

В-четвертых, каждый педагог и руководитель должен пресекать и предотвращать межнациональные конфликты, уже возникшие или только назревающие в коллективе.

В-пятых, необходимо сформировать у каждого курсанта культуру межнационального общения, как уже говорилось выше.

Но все-таки межнациональные конфликты являются частым явлением в таких высших учебных заведениях, и если подобные конфликты нарастают или уже возникли, то каждому руководителю, необходимо знать каким образом можно сгладить конфликт между курсантами.

В воинских коллективах имеют место быть конфликты по следующим причинам:

-нахождение среди курсантов субъектов с отрицательными личностными качествами, националистическим и шовинистским взглядом на окружающий мир.

- недочеты командиров и педагогов в воспитательной работе с многонациональным личным составом. Отсутствие необходимых психолого-педагогических методов воздействий со стороны командиров на курсантов, низкий уровень образования педагогов и командиров.

- недостатки в прохождение курсантами боевой подготовки в условиях многонационального коллектива.

-отсутствие у командиров и офицеров воспитательных структур полной информации о взаимоотношениях в коллективе курсантов.

Все же основной причиной возникновения конфликта между представителями различных национальностей, является их нетерпимость по отношению друг к другу, или же нетерпимость одного из субъектов, обладающего негативными личностными качествами. Крысько В.Г., под редакцией которого написано учебное пособие «Этническая психология» предлагает следующие варианты разрешения межэтнических конфликтов [3,С.256].

Первоначально конфликты курсантов могут возникнуть через непродолжительный период знакомства, то есть в самом начале их совместно обучения, обычно они возникают на базе бытовых и нравственных норм поведения. Зачастую причина межнационального конфликта- негативное восприятие межнационального контакта. В данной ситуации руководителю, социальному педагогу нужно работать не со всем коллективом, а с каждым его представителем отдельно. Необходимо научить курсанта видеть в людях не только отрицательные качестве, но еще и положительные, лучшие черты характера. Факты притеснения по национальному признаку следует пресекать сразу. Если этого не сделать, в дальнейшем отношения в военном коллективе могут обостриться.

Обычно не первых порах обучения курсантов наблюдается их замкнутость в микрогруппах по признаку «землячества». Нужно учесть, чтобы интересы последних не имели противоречий с целями и задачами всего коллектива в общем. Нельзя упустить тонкий момент начала трения между представителями разных национальностей в военном коллективе. Опытный руководитель в таких случаях создает в группе определённый актив, в который входят представители всех национальностей, имеющихся в группе.

Как уже говорилось ранее отношения курсантов к друг другу в точки зрения толерантности, зависит от уровня их культуры межнационального общения, чем выше эта культура, тем мене возможны конфликты в группе. Совершенно верно, что сам педагог, руководитель должен обладать высокой культурой межнационального общения, подавать пример своим подчиненным.

При этом анализ использованной для работы литературы говорит наличии противоречий, связанных с проблемой воспитания толерантности у курсантов:

-между объявлением о национальном равноправии в современном мире и небольшой разработкой педагогических механизмов их формирования у молодых людей;

-между необходимостью в развитии межнациональной толерантности у курсантов высших военных институтов и отсутствие достаточной разработанности в педагогической науке;

-между необходимостью курсантов военных институтов в национальном самоутверждении и некачественной разработанностью педагогических приемов для ее удовлетворения;

- между необходимостью воспитания у курсантов военных институтов желания к изучению культур других наций и отсутствием у военных институтов представлений о реальных аспектах поликультурной жизни современного мира.

- между осложнением современных условий функционирования высшего военного заведения в многонациональном социуме и медлительным введением свежих конфигураций, методов работы по организации основ межнациональной толерантности будущих офицеров.

Руководителям и педагогам должны быть присущи чувства такта, деликатность, уважение к другим национальностям. Педагог должен научить своих учеников, прежде всего, ценить, то что они не похожи друг на друга, помогать друг другу, сопереживать. Все вышеописанные мероприятия по воспитанию межнациональной толерантности и предупреждению (разрешению конфликтов) между курсантами, при правильном применении педагогом или руководителем военного коллектива, несомненно, повысит уровень культуры курсантов, поможет истребить в коллективе националистический настрой, шовинизм, местничество, повысить эффективность совместной деятельности курсантов, которые в дальнейшем станут образцовыми защитниками отечества, понимающие, что такое честь, достоинство, долг.