logo
Особенности формирования межнациональной толерантности курсантов высших военных институтов

2. Факторы, воздействующие на межнациональную толерантность курсантов военных институтов

У каждой нации есть свои национально-психологические особенности, которые могут оказать влияние на эффективность воспитательной работы.

Вооруженные силы как специфичная прослойка общества не исключение. Какие же факторы, влияющие на толерантность того или иного курсанта можно выделить. Во-первых, толерантность, это прежде, всего воспитание человека, а воспитание как известно берет свои корни в семье. Если изначально с момента развития ребенку навязывалась мысль о пренебрежительном отношении к представителям другой национальности, то впоследствии воспитательная работа, направленная на формирование межнациональной толерантности может потребовать от педагогов и психологов кропотливого труда. Во-вторых как мы уже ранее выяснили очень много зависит от психологической обстановки в коллективе, каким образом она формируется преподавателем подобных военных вузов. Здесь для более углубленного изучения проблемы мы можем обратиться к Ефремову О.Ю. и его пособию «Военная педагогика». Как утверждает сам автор, основной целью военно-педагогического обучения является не только воспитать высококвалифицированных воинов, способных физически защитить свою страну, но воспитать в каждом из курсантов морально-этические нормы, в понятие которых также входит межнациональная толерантность. Кроме того, автор подчеркивает необходимость гуманизации военно-педагогического процесса, налаживание отношений между курсантами, общественное признание каждого из них как личности, внимание к мировоззрению курсантов. Автор призывает военных педагогов индивидуально подходить к обучению, то есть с уважением относиться, к личности каждого курсанта, его мировоззрению, традициям, обычаям, проводить беседы с курсантами в случае возникновения конфликтов на национальной почве. Причем беседы должны носить не карающий характер, а быть непринуждёнными и в дружелюбной обстановке. Кроме того беседа не должна носить также статистический характер, к каждому курсанту необходимо найти свой подход, как отдельно взятой личности. Кроме того Ефремов, называет в своем учебном пособии такой принцип обучения курсантов как «принцип коллективизма и индивидуального подхода в обучении военнослужащих», то есть не только акцентирует внимание на индивидуальном подходе к каждому курсанту, а трактует необходимость коллективных заданий, направленных на сплочение коллектива [2,С.398-401]

Кроме того, следует обратить внимание и изучить работы Крысько В.Г., который подробнейшим образом сформулировал особенности многонационального коллектива [3,С.248-257].

Автор дает определение многонациональному коллективу как обычной высшей форме развития малой группы, в которой представители объединены общими целями и задачами, сплоченностью, высокой организацией труда, однако при этом указывает, что подобная группа требует повышенного внимания руководителя с точки зрения регулирования взаимоотношений между представителями различных наций.

И так, что прежде всего по мнению Крысько В.Г. может повлиять на развитие межнациональной толерантности. Рассмотрим это применительно к курсантам военных институтов. Он называет несколько факторов, а именно исторические, политические, социально-психологические, культурные, социально-структурные. Данные факторы также подтверждаются наукой этнопсихологией. Однако Крысько В.Г. утверждает, что для многонационального коллектива, тем более находящегося на военной службе, более характерны культурные, социально-психологические и социально-культурные факторы. Так, автор приводит пример воспитания представителей наций Северного Кавказа, у которых почетом пользуются пожилые люди. Если привлечь к обучению пожилого человека, то он будет пользоваться безоговорочным авторитетом у курсантов. Крысько призывает также относиться к представителю каждой нации с учетом их культурных ценностей и моральных принципов. К культурным факторам можно отнести следующее: просвещение, а именно СМИ, которые также могут формировать негатив одной нации по отношению к другой. Так, например, давно известно, что средства массой информации сформировало у россиян негативное отношение к выходцам из Чеченской и Дагестанской Республик. Кроме того к культурным факторам относятся традиции и нормы морали отдельно взятой нации, которыми обычно руководствуются не только в быту, но и в профессиональной деятельности.

Социально-психологические факторы, как правило, выражают личное отношение к представителям разных наций и этносов. Как уже говорилось выше чаще всего данное отношение формируется внутри семьи. Их можно характеризовать следующими моментами: позитивная оценка своей собственной национальной группы, определение виновного по национальным или этническим мотивам, повышенная избирательность, выискивание негативных качеств отдельно взятой группе, именно тех качеств, которые неприемлемы для собственной нации, усиление различий для отдельно взятых наций и при этом уменьшение или вообще отсутствие различий внутри одной нации. Социально-структурные факторы, рассматриваются как взаимосвязь социальной и этнической позиции (в том случае если группы обладают одним статусом, то вероятность конфликта снижается). Ситуативные факторы, как правило, зависят от обстоятельств, различного рода, будь то социальные, экономические или политические обстоятельства.

Изучив факторы, способные повлиять на уровень межнациональной толерантности, мы может сделать вывод, что воспитательная работа и обучение в многонациональном коллективе, состоящем из курсантов, требует особенного подхода, большего объема знаний руководителя подобной группы, его профессиональной подготовке. Так возможно ли воспитать в человеке, который ранее не отличался высоким уровнем толерантности, качества терпимости пот отношению к своим товарищам? Возможно ли повысить культуру общения в многонациональном коллективе? И как предупредить возможность нарастания конфликта на национальной почве у курсантов? Этот вопрос мы рассмотрим ниже, поскольку он является наиболее актуальным как с психолого-педагогической точки зрения, так и сточки зрения отдельного индивидуума, находящегося внутри подобного коллектива.