Введение
Актуальность исследования определяется потребностями общества и государства в успешной социально-профессиональной адаптации военнослужащих, призванных на военную службу по призыву, в условиях проведения реформ Вооруженных Сил в Российской Федерации.
Перестройка и реформирование большинства сфер российского общества повлекло за собой ряд глобальных социальных и личностных изменений современного человека. Всё более востребованным становится человек, умеющий мобилизовать себя на преодоление трудностей в сложных жизненных ситуациях, способный противостоять агрессивным воздействиям среды.
В психологической науке возникла ситуация, характеризующаяся с одной стороны терминологическим разнообразием понятий и категорий, используемых для описания данного феномена, что связано с феноменологической сложностью изучаемого объекта, а с другой стороны - отсутствием четких критериев, на основании которых становится возможным полно представить субъективные характеристики личности, их связь с базовыми свойствами личности.
На современном этапе одним из главных приоритетов военной политики нашего государства является переходом на комплектования подразделений военнослужащими по призыву со службой на один год с расчетом достаточным для этого времени на обучения и получения практики.
Это связано с рядом обстоятельств: во-первых, отойдет подпонятие как «дедовщина» Вооруженных Сил требует соответствующих изменений в организационной структуре и в системе комплектования войск; во-вторых, в настоящее время изменения, а точнее реформированием, вызванные достижениями сокращения численности Вооруженных Силах, значительно повышают роль каждого военнослужащего; в-третьих, сложностью комплектования армии молодежью призывного возраста и набора на службу по контракту отпадет (сокращение призывного контингента, наличие различных льгот и отсрочек, уклонение от призыва и т.д.), а также достаточно невысоким престижем военной службы.
Тем самым основным направлением в работе офицеров и прапорщиков с личным составом является прогнозирование, работа по воспитательной части и обеспечение качественной адаптации военнослужащих по призыву к воинской среде и различным условиям службы. Но при этом не нуждается в доказательстве тот факт, что от социально-профессиональной адаптации военнослужащего к условиям воинской деятельности зависит успешность этой деятельности, психические состояния, определяющие адекватное поведение, внутренний психологический комфорт, оптимальное взаимодействие с окружающей средой и вся система социальных связей личности в условиях военной службы.
Эффективность деятельности военнослужащих во многом определяется с одной стороны наличием новой социальной ситуации и закрытой сферы жизнедеятельности, а с другой стороны - наличием субъективного ядра личности, важнейшей составляющей которого является самоотношение человека.
Это также связано с тем, что военнослужащие по призыву в корне отличаются от военнослужащих по контракту. Если военнослужащие по контракту - лица мужского и женского пола в возрасте от 20 до 55 лет, то военнослужащие по призыву - юноши в возрасте от 18 до 27 лет, что требует от командиров и начальников всех степеней учитывать при обеспечении условий социально-профессиональной адаптации их физиологические, возрастные и социально-психологические особенности.
Актуальность данного исследования обусловлена следующими причинами и противоречиями:
- особенностью юношеского возраста как периода становления самостоятельности, развития потребности в самоактуализации, свободы выбора и принятия решений и реальной необходимостью подчиняться требованиям командиров, нормам, правилам воинского устава на службе в армии, что нередко связано с игнорированием такой важнейшей структурной составляющей самосознания, как проявления неуставных взаимоотношений;
- разработанностью методик изучения, особенностей проявления неуставных взаимоотношений и адаптации личности и ограниченным использованием результатов исследований для создания благоприятных условий адаптации личности к военной службе.
Данные противоречия определили проблему обнаружения специфики проявлений особенности неуставных взаимоотношений личности в адаптации к новой ситуации (на примере военнослужащих срочной службы).
Проблема исследования:
На основе анализа научных трудов и публикаций отечественных и зарубежных авторов проблема профессиональной деятельности военнослужащих остается недостаточно исследованной. Отдельные стороны явились предметом изучения на уровне диссертационных исследований. Все это позволяет сформулировать проблему, которая состоит в следующем.
Рассмотреть, то, как проявляются особенности неуставных взаимоотношений у военнослужащих в процессе адаптации к военной службе?
Цель исследования: изучить особенности проявления неуставных взаимоотношений у военнослужащих в процессе адаптации к военной службе.
Объект исследования: особенности проявления неуставных взаимоотношений у военнослужащих.
Предмет исследования: особенности проявления неуставных взаимоотношений у военнослужащих в процессе адаптации к военной службе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность феномена «неуставных отношений» и специфику его проявления в жизнедеятельности человека (в контексте различных концепций).
2.Выявить сущность и психологические особенности адаптации личности к воинской службе, представленные в современных психологических исследованиях.
3.Соотнести проявления развития и особенности формирования с другими базовыми свойствами личности, составляющими основу личностного адаптационного ресурса.
4. Эмпирически исследовать особенности проявления неуставных отношений у военнослужащих с разным уровнем адаптации к воинской службе.
5. Рассмотреть связь проявления неуставных отношений и склонности к девиантному поведению военнослужащих.
Гипотеза исследования Мы исходили из следующих допущений:
1. Неуставные взаимоотношения могут проявляться в качестве механизма защиты (копинг-стратегии) и связано с уровнем адаптивности военнослужащих.
2. Проявления неуставных отношений у военнослужащих связано с их базовыми свойствами
3. Проявления неуставных отношений связано со склонностью к девиантному поведению военнослужащих.
Методологическую основу исследования составили:
- идеи субъектно-деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.);
- идеи единства сознания и деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский и др.);
- концепции развития самосознания (И.С. Кон, В.В. Столин, П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова и др.) и развития субъективной реальности человека (Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев, М.К. Мамардашвили, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков и др.);
- концепции социализации и адаптации личности (Р. Лазарус, А.А. Налчаджян, А.А. Реан, М.М. Решетников, Г. Селье, Д.И. Фельдштейн и др.).
- исследования ученых, связанные с проблемой адаптации к изменяющимся условиям жизни (Е.Ю. Коржова, С.Т. Посохова, Н.И. Сарджвеладзе, Л.Н. Собчик и др.);
- исследования процесса адаптации военнослужащих, предупреждения и профилактики отклонений в их поведении в процессе воинской службы (А.И. Александров, М.И. Дьяченко, Л.Ф. Железняк, А.Г. Маклаков, С.С. Муцынов, Ж.Г. Сенокосов, Н.Ф. Феденко и др.).
Методы исследования:
1. Общенаучные методы: теоретико-методологический анализ исследований отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблеме; сравнительно-аналитический метод.
2. Эмпирические методы исследования: констатирующий эксперимент; наблюдение; работа с документацией; диагностические методики («Адаптивность» разработан А.Г. Маклаковым, С.В. Чермяниным - МЛО-АЛ, «Висбаденский опросник» Н. Пезешкиан, «Опросник для оценки агрессии» Ч. Спилбергера, «Уровень субъективного контроля» версия Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинд - УСК, «Индивидуально-типологический опросник» Л.Н. Собчик - ИТО).
Теоретическая значимость: материал проанализирован, структурирован и систематизирован.
Практическая значимость: представленный материал может быть использован военными психологами при работе с военнослужащими.