Работа с личным составом
На начальном этапе выдвижения федеральных войск к Грозному главная задача состояла в своевременном прибытии частей и подразделений в назначенные районы в полной боевой готовности. На решение ее были направлены усилия командиров, штабов, воспитательных структур. Например, перед совершением марша с командирами подразделений, офицерами воспитательных структур, боевым активом были проведены короткие инструктивные совещания о содержании и методике морально-психологического обеспечения в ходе выдвижения колонн. Основные усилия при этом сосредоточивались на работе с личным составом непосредственно во взводах, отделениях, расчетах и экипажах. Воинам разъяснялись задачи марша, их обязанности, сигналы оповещения и порядок действий по ним. Особое внимание обращалось на повышение бдительности, соблюдение требований дисциплины и мер безопасности, недопущение беспечности и неорганизованности, предотвращение травматизма, обморожения, отравления угарным газом и т.п.
Воспитательная работа велась с водителями боевых машин, от которых в огромной степени зависел успех марша. Им напоминали правила вождения в колонне, установленную дистанцию и скорость движения, разъясняли особенности маршрута, способы преодоления наиболее трудных участков, порядок светомаскировки в ночных условиях. Большое внимание уделялось военнослужащим, выполняющим разведывательные задачи, входящим в штурмовые группы, а также вопросам налаживания взаимодействия, порядка эвакуации пострадавших.
Непосредственно на марше командиры, их заместители по воспитательной работе осуществляли постоянный контроль за действиями личного состава. Во время коротких остановок и привалов доводили до воинов обстановку в Чеченской Республике, разъясняли решения российского правительства, поставленную боевую задачу. Основными источниками информации в этих условиях было радио. Офицеры воспитательных структур прослушивали радиосообщения, обобщали их и доводили до воинов. Свою главную задачу они видели в том, чтобы путем непрерывного личного общения с военнослужащими укреплять их моральных дух, уверенность в своих силах, в возможностях боевой техники и оружия, психологически подготовить их к боевому соприкосновению с дудаевскими вооруженными формированиями.
Для многих командиров, штабов, офицеров воспитательных структур было большой неожиданностью появление на дорогах больших групп местных жителей, преграждавших путь нашим войскам и оказывавших вооруженное сопротивление, сопровождавшееся немалыми потерями в личном составе и боевой технике. Не все военнослужащие знали, как действовать в сложившейся ситуации, что следует предпринять для возобновления движения по заданному маршруту.
Личный состав не имел необходимых навыков ведения боевых действий в населенных пунктах. Воины не знали, как поступать при обстреле из домов, в которых живут мирные жители, что необходимо предпринимать, когда дудаевцы ведут огонь из засад в школах, детских садах и яслях, нередко прикрывая свои боевые порядки женщинами и детьми. Сказалось также запрещение открывать первыми огонь на поражение по дудаевцам.
Неопределенность обстановки, запрет на открытие огня, первые потери в личном составе, неожиданное противодействие местного населения и ожесточенное вооруженное сопротивление дудаевских бандформирований не только замедлили продвижение колонн к городу Грозному, но и негативно отразились на морально-психологическом состоянии российский войск. У части воинов возникли сомнения в успехе операции, появились элементы растерянности и неуверенности в своих силах.
Необходимо было принимать срочные и решительные меры по преодолению противодействия противника, осуществить перелом в сознании личного состава, его психологическом и боевом настрое, побудить к проявлению творчества и инициативы, поиску наиболее целесообразных методов и средств боевых действий в сложившейся обстановке, вселить уверенность в возможности успешного выполнения полученной задачи.
Абсолютное большинство командиров, штабов, офицеров воспитательных структур в сложившейся ситуации не растерялись и, проявив разумную инициативу, мобилизовав все свои знания, силы и способности, нашли из нее наиболее целесообразный выход. На первых порах было принято следующее решение: в целях максимального обеспечения безопасности личного состава и сохранения жизни местного населения осуществлять движение войск только в дневное время до 15 часов, а затем с соблюдением всех мер боевого охранения занимать районы сосредоточения. Естественно, это замедлило темпы движения войск и давало возможность дудаевцам применять тактику «наскок-отход», но зато позволило спасти сотни человеческих жизней.
- IV.Морально-психологические обеспечение боевых действий в локальных войнах и военных конфликтах.
- Глава двенадцатая Морально-психологическое обеспечение боевой деятельности войск.
- §3. Направления совершенствования морально-психологического обеспечения боевой деятельности войск
- Раздел 3. Морально-психологическое обеспечение боевых действий
- «Организация морально-психологического обеспечения (мпо) войск в боевой обстановке».
- 2. Подготовка предложений на организацию морально-психологического обеспечения операции (боевых действий), определение основных задач морально-психологического обеспечения и принятия решения.
- 2. Содержание боевых документов по организации морально-психологического обеспечения боя.
- Тема 12. Морально-психологическое обеспечение боевой деятельности войск
- 4. Морально-психологическое обеспечение боевых действий в особых условиях.
- Организация морально-психологического обеспечения при приведении войск (сил) в боевую готовность.