logo
Особенности организации боевой службы заставы в районе ЧП в условиях горно-лесистой местности

5. Особенности организации службы заставы по охране объектов на коммуникациях

Охрана объектов есть комплекс войсковых действий в сочетании с оперативно-режимными, инженерно-техническими и другими мероприятиями администрации железных дорог и взаимодействующих органов, проводимых в целях обеспечения сохранности объекта, пресечения нападения, проникновения нарушителей и доставки запрещенных предметов на объект.

Охрана объектов в зависимости от их характера (длины, конфигурации, количества вентиляционных шахт, уровня подъема и спада паводковых вод, рельефа, удаления от заставы), места расположения и степени оснащенности инженерно-техническими средствами осуществляется караулами, гарнизонами и войсковыми нарядами, выделяемыми от заставы.

На заставе по охране сооружений на коммуникациях на каждые сутки назначаются: дежурный по заставе, помощники дежурного, дневальные, военнослужащие для выставления на посты по количеству постов и смен, а при необходимости в другие войсковые наряды.

Начальник заставы при организации и выполнении задач по охране и обороне объектов на коммуникациях руководствуется требованиями Временного устава внутренних войск, планом охраны и обороны, инструкцией о пропускном режиме, приказами командующего внутренними войсками МВД России, командиров соединения и воинской части по боевой службе и Наставлением.

План охраны и обороны объекта, табель постам для часовых разрабатываются штабом воинской части. Обязанности дежурного по заставе и других должностных лиц разрабатываются начальником заставы (командиром батальона) и утверждаются командиром воинской части.

Охрана объекта осуществляется неподвижными часовыми, выставляемыми дежурным по заставе (помощником дежурного по заставе) на наблюдательные вышки (площадки), установленные у оконечностей мостов, порталов тоннелей, вентиляционных шахт. При осложнении обстановки по решению начальника заставы могут дополнительно выделяться войсковые наряды: патрули, дозоры, наблюдательные посты и другие.

Распорядок дня на заставе разрабатывается исходя из особенностей службы для каждой смены часовых. В нем, кроме мероприятий по подготовке войсковых нарядов к несению боевой службы и времени
ее несения, должны быть указаны все мероприятия, предусмотренные ст.227 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Начальник заставы при принятии решения на организацию боевой службы руководствуется пп. 1.2.1 и 1.2.2 Наставления. Для непосредственного руководства боевой службой на заставе должен круглосуточно находиться начальник заставы либо лицо, его замещающее (один из офицеров или прапорщиков заставы), которые отвечают за охрану и оборону объекта.

Начальник заставы, кроме изложенного в ст.138 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, отвечает за охрану и оборону порученных объектов (объекта), организацию боевой службы и успешное выполнение заставой поставлен-ных задач. Он подчиняется командиру воинской части (батальона).

Кроме вышеперечисленного, на начальника заставы возлагаются также обязанности, изложенные в ст. 139 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Для подготовки войсковых нарядов, своевременного отправления их на боевую службу, поддержания внутреннего порядка на заставе и точного выполнения распорядка дня из числа сержантов назначается дежурный по заставе. Он подчиняется начальнику заставы, а по вопросам внутреннего порядка -- старшине заставы. Ему подчиняются: помощник дежурного по заставе, часовые, а также личный состав заставы, задействованный на боевой службе на очередные сутки.

Дежурный по заставе отвечает за поддержание внутреннего порядка на заставе, точное выполнение распорядка дня, за сохранность оружия и боеприпасов, имущества заставы, личных вещей солдат и сержантов, своевременную подготовку очередных войсковых нарядов к боевой службе и поддержание связи с ними, боевую готовность тревожной группы".

Дежурному по заставе запрещается отлучаться из помещения заставы кроме как для выполнения служебных обязанностей, вести не связанные со службой разговоры по телефону, отпускать солдат и сержантов из расположения заставы без разрешения начальника заставы, изменять без разрешения начальника заставы предусмотренный решением на сутки порядок смены часовых и высылки войсковых нарядов на службу, использовать не по назначению транспортные средства.

Помощник дежурного по заставе назначается из сержантов или, как исключение, из числа наиболее подготовленных солдат. Он отвечает за бдительное несение службы часовыми по охране объекта, своевременную смену и выставление их на посты, правильную сдачу и прием ими постов. Он подчиняется дежурному по заставе и выполняет только его приказания. Оставаясь за дежурного по заставе на период его отдыха (сна), а также в случае тяжелого заболевания (ранения) или гибели исполняет его обязанности.

Таким образом, охрана объектов в зависимости от их характера (длины, конфигурации, количества вентиляционных шахт, уровня подъема и спада паводковых вод, рельефа, удаления от заставы), места расположения и степени оснащенности инженерно-техническими средствами осуществляется караулами, гарнизонами и войсковыми нарядами, выделяемыми от заставы.

Заключение

Итак, застава - штатное воинское подразделение внутренних войск в составе от взвода до роты, усиленное боевой техникой (БТР, БМП, ЗУ-23-2, СПГ-9, АГС-17, РПГ-7), транспортом и подвижными (переносными) средствами связи, служебными собаками, предназначенное для создания зоны безопасности между противоборствующими группировками (конфликтующими сторонами), для поддержания режима чрезвычайного положения, обеспечения безопасности населения в установленной полосе местности (в районе), перекрытия направлений действий преступных групп и незаконных вооруженных формирований, для охраны и обороны жизненно важных объектов в районах чрезвычайного положения.

Задачи:

- не допустить проникновения посторонних лиц в охраняемый район, проезд транспорта без пропусков;

- своевременно обнаруживать появление вооруженных лиц (групп) и обеспечить их задержание или уничтожение;

- не допустить внезапного нападения боевиков на наряды и мирных граждан;

- в случае вооруженного нападения оборонять опорный пункт, а также охраняемые объекты (участки).

Таким образом, заставы в целом успешно выполняли свои задачи. Тем не менее, нападения на колонны, минирование коммуникаций, обстрелы самих застав происходили в Чеченской Республике ежедневно. Этому способствовало, в частности, и то, что не были решены многие проблемные вопросы несения службы заставами. Важнейшим из них следует назвать неумение командиров грамотно выбирать местность для оборудования опорного пункта заставы. Этим часто пользовались боевики, обстреливая заставы из естественных и порой неуязвимых укрытий.

Список используемой литературы

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАСТАВЛЕНИЕ ПО СБД ВВ

ЖВ.№ 2/1553 «ВВ МВД РОССИИ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ 1994-96г.» ЧАСТЬ 1 МОСКВА 2000г.

ИНВ.№ 2/1381,1399 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «БОН В СПЕЦИАЛБНОЙ ОПЕРАЦИИ ПО ЛИКВИДАЦИИ НВФ В КРУПНОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ ЦЕНТРЕ» (по опыту действий 21 оБрОН в г. Грозный)

ИНВ.№ 2/1431 «ОБЗОР ДЕЙСТВИЙ 33 оБрОН ПО УНИЧТОЖЕНИЮ ЗАСАДЫ БОЕВИКОВ» (По опыту боя в районе Мескер-Юрт 10 мая 1996г.)

ИНВ.Ш 2/1424 «ОБЗОР ДЕЙСТВИЙ ВВ И ОВД ПРИ ОСВОБОЖДЕНИИ ЗАЛОЖНИКОВ В Г.КИЗЛЯР И Я. Я. ПЕРВОМАЙСКОЕ 9-18 ЯНВАРЯ 1996Г.»

ИНВ.№ 2/1471 «УЧАСТИЕ ОВД И ВВ МВД РОССИИ В ПРЕСЕЧЕНИИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ» МОСКВА 1996Г.

ИНВ.№ 2/1425 «ОПИСАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ ПРОВЕДЕННОЛ В ГУДЕРМЕСКОМ РАЙОНЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 6-12 ФЕВРАЛЯ 1996Г.» МОСКВА 1996Г.

ИНВ.№ 2/1381 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «БОН В СПЕЦИАЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ ПО ЛИКВИДАЦИИ НВФ В КРУПНОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ ЦЕНТРЕ» (по опыту действий 21 оБрОН в г. Грозный)

ИНВ.№ 2/1400 «ОБЗОР ОПЕРАЦИИ ПО РАЗОРУЖЕНИЮ НВФ В АЧХОЙ-МАРТАНОВСКОМ РАЙОНЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ» МОСКВА 1995г.

приложение №1

Рис. 33. Схема опорного пункта заставы

приложение №2

Рис. 34. Схема расположения элементов боевого порядка заставы в пункте дислокации

приложение №3

Рис. 35. Карточка огня мотострелкового отделения