logo
Особенности воспитательной работы с военнослужащими-женщинами

Оптимизация форм и методов профессионального воспитания военнослужащих-женщин в интересах военной службы

К основным путям повышения эффективности профессионального воспитания военнослужащих-женщин относятся:

а) психолого-педагогическое обеспечение профессионального воспитания военнослужащих-женщин в части;

б) развитие гендерной культуры офицеров-руководителей;

в) оптимизация форм и методов профессионального воспитания военнослужащих женского пола в интересах военной службы.

Рассмотрению проблем оптимизации форм и методов профессионального воспитания военнослужащих-женщин в интересах военной службы посвящен второй вопрос курсовой работы.

Гендерная парадигма оптимизации профессионального воспитания военнослужащих-женщин может быть определена как системная технология педагогизации военно-профессионального пространства самореализации женщин в интересах их профессионально-личностного развития и решения задач военной службы. Как подчеркивает В.Н. Герасимов, “педагогизация…воспитательной деятельности проявляется в том, что административно-командные меры воздействия на военнослужащих наполняются воспитательным содержанием, акцент в работе …переносится в плоскость обращенности к личности, а не отчужденности от нее”1.

Методический смысл воспитания военнослужащих-женщин состоит в том, чтобы “сквозные ведущие воспитательные идеи” специально выделялись на каждом этапе их профессионализации и по мере освоения учебной программы каждого предмета военно-профессиональной подготовки становились идеями, имеющими для него воспитательное значение. При этом профессиональному обучению предшествуют:

формирование профессиональной направленности специалиста;

мотивация его профессионального самосовершенствования;

педагогическая ориентация профессионального самосовершенствования;

педагогическая ориентация профессионального самосознания.

Основными особенностями методического аспекта воспитания военнослужащих-женщин являются:

· использование (применение) преимущественно методов военно-профессиональной ориентации в военной среде и метода убеждения при формировании профессионального сознания;

· определение методов воспитания исходя из условий, направленности воинской деятельности военнослужащих-женщин и их принадлежности к

определенной военно-профессиональной группе;

· учет негативного воздействия на психику женщин неблагоприятных факторов военно-профессиональной среды (неудобный для одиноких и многодетных матерей режим работы, низкий уровень профессиональной мобильности, факты профессиональной дискриминации и др.);

· оптимальное сочетание методов педагогической поддержки военнослужащих-женщин из “группы риска" (одинокие матери, разведенные женщины, многодетные семьи, семьи с больными детьми профессионально проблемные женщины и т.д.) с методами педагогической коррекции и педагогической ориентации.

Важнейшие принципы методического аспекта воспитания военнослужащих-женщин составляют:

гуманизм - проявление осознанного понимания специфики “женских” семейно-бытовых проблем и особенностей женской физиологии и психологии при оценке профессиональной деятельности военнослужащих-женщин;

законность - своевременный и систематический педагогический контроль за деятельностью должностных лиц по регулированию и регламентации воинской деятельности военнослужащих-женщин в процессе их профессионального становления;

справедливость - адекватная оценка результатов профессиональной деятельности военнослужащих-женщин в соответствии с их реальными заслугами в решении поставленных задач;

адресность - оказание необходимой педагогической помощи и педагогической поддержки тем женщинам (группам женщин), которые в ней наиболее всего нуждаются;

предметность - выявление и профилактика наиболее острых социальных и педагогических проблем, которые оказывают существенное влияние на эффективность воспитания женщин.

Методика воспитания военнослужащих-женщин основывается на дифференцированном подходе к выбору форм, средств и способов педагогического влияния на их профессиональное сознание и модели профессиональной самореализации в военно-социальной среде.

Методы педагогической поддержки и педагогической ориентации используются преимущественно в период адаптации женщин к условиям воинской деятельности.

Особенности процесса профессиональной адаптации военнослужащих-женщин в частях и подразделениях проявляются в следующем:

· на уровне когнитивной и ценностно-мотивационной сферы - в стремлении к личностно-профессиональному развитию, лабильности мотивов профессиональной самореализации и актуализации профессиональных взаимоотношений в военно-социальной среде;

· на уровне эмоционально-волевого проявления - в активно-избирательном сопереживании проблемных ситуаций профессионального выбора, повышенной эмпатии и рефлексивной корпоративности;

· на уровне профессионального поведения - в преобладающей зависимости от профессионально значимого окружения, ситуативной обусловленности суждений и завышенном пороге чувствительности к эффективности профессиональной самореализации.

Психолого-педагогические механизмы нарушения профессиональной адаптивности женщин, поступивших на военную службу, проявляются в ослаблении сбалансированности ценностно-мотивационной сферы профессионального сознания в первые месяцы выполнения служебных обязанностей, общей эмоционально-волевой неустойчивости, внутренней конфликтности. Указанные механизмы проявляются в условиях жесткой регламентации вида (формы) военно-профессиональной занятости, наличия противоречия между личными и профессиональными интересами, несоответствия режимов труда и отдыха индивидуальным особенностям женского организма и направленности семейно-бытовых проблем женщин.

Важной характеристикой военно-профессиональной направленности военнослужащих-женщин, требующей учета при выборе средств и методов педагогического влияния, является уровень их профессиональных притязаний как показатель стремления к достижению целей той сложности, на которую они считают себя способными.

Для военнослужащих-женщин, имеющих завышенную самооценку, рекомендуется использовать в процессе воспитания такие педагогические методы, как самовоспитание, мотивация профессионального самосовершенствования, стимулирование познавательной деятельности, личный пример руководителя, создание педагогических ситуаций профессионального выбора и др.

Основными формами их воспитания являются:

- профессиональная ориентация;

- профессиональное просвещение;

- профессиональная самодиагностика;

- профессиональное консультирование;

- и др.

Подавляющее большинство военнослужащих-женщин не уверенны в возможности сделать военную карьеру в соответствии c имеющимся у них профессионально-личностным потенциалом, образованием и уровнем профессиональных притязаний. Их можно отнести к категории профессионально проблемных военнослужащих-женщин. Наиболее эффективными методами их профессионального воспитания являются методы контроля, формирования профессионального сознания (рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, самостоятельная работа), методы организации профессиональной деятельности и формирования профессионального опыта (метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, репродуктивные и проблемно-поисковые методы).

В современных условиях существуют определенные резервы для совершенствования и оптимизации процесса профессионального воспитания военнослужащих-женщин.

Положениями методологического характера, ориентирующими методический аспект воспитания военнослужащих-женщин являются следующие:

Процесс их профессиональной подготовки становится эффективным и педагогически насыщенным лишь в том случае, когда он дает им не только профессиональное образование, но и формирует необходимые нравственно-этические качества в рамках норм военно-профессиональной этики (В.И. Вдовюк).2 При этом процесс профессионального воспитания, как показывает практика, будет более эффективным, если его осуществлять в рамках системы педагогических идей П.Ф. Каптерева как самоорганизующую и самоуправляемую деятельность военнослужащих-женщин3.

2. Методическую основу профессионального воспитания военнослужащих-женщин составляет мотивированное побуждение к профессиональному самосовершенствованию посредством системы мотивационно-стимулирующих форм, средств и методов воспитательного влияния, а также создание необходимых условий для профессиональной самореализации в рамках “Я-концепции”. Для снижения конфликтов, возникающих на гендерной основе, достаточно полезно сосредоточить внимание мужчин и женщин на суперординатных целях военно-профессиональной деятельности, то есть на таких целях, которые являются общими для обеих половых групп и достижение которых требует от них совместных напряженных усилий.

3. Оптимизация воспитания различных категорий военнослужащих-женщин возможна при организации целевого профессиогрфического мониторинга социального самочувствия и профессионального развития военнослужащих-женщин, который можно определить как процесс непрерывного, научно обоснованного, диагностико-прогностического сопровождения их профессиональной деятельности в целях наиболее оптимального выбора задач, средств и методов профессионального воспитания.5 Он позволяет реализовать такие требования к профессиональному воспитанию, как вариативность, гибкость, дифференцированность, мобильность и адаптивность структуры подготовки специалиста.

4. Процесс воспитания военнослужащих-женщин предполагает формирование и развитие у них сознательно-волевых качеств и стрессоустойчивости на основе создания положительного эмоционального фона при выполнении служебных задач. Достаточно часто для того, чтобы снять гендерный стресс от профессиональной деятельности, надо дать возможность женщине просто выговориться.

Приоритетными особенностями воспитания военнослужащих-женщин являются:

четкое разъяснение нормативно-правового положения военнослужащих-женщин, их прав и должностных обязанностей;

активное включение военнослужащих-женщин с первых дней службы во все виды профессиональной подготовки;

тактичное предъявление высоких требований к выполнению ими обязанностей в сочетании с заботой об удовлетворении их материально-бытовых, санитарно-гигиенических и медицинских потребностей;

разумный учет психофизиологических особенностей женского организма при оптимальном определении служебных нагрузок;

продуманная и взвешенная дисциплинарная практика в оценке качества выполнения служебных обязанностей;

организация регулярных встреч военнослужащих-женщин с командованием части по вопросам их службы, бытового и медицинского обеспечения, семейно-бытовым проблемам;

формирование здоровых гендерных взаимоотношений и нравственной атмосферы в служебном и неформальном общении военнослужащих-женщин и мужчин в части (подразделении), где определяющее значение принадлежит личному примеру командира.

Исходя из этого определяются и методы профессионального воспитания военнослужащих-женщин. К основным из них относятся следующие:

метод убеждения как важнейший метод воспитания военнослужащих-женщин, определяющий стратегию гендерных отношений в воинских коллективах;

положительных примеров в профессиональной деятельности женщин и определении их статусно-ролевых позиций в воинском коллективе;

“контрастной беседы”, основывающийся на смене субъектов воспитательной деятельности, применяющих в профессиональном воспитании различные формы и средства воспитания;

“напоминания о недостатках”, применяемый, как правило, в личной беседе, а не при всех, в ходе тактичных рекомендаций женщине обратить внимание на свои недостатки и недоработки по службе;

“сдерживания отрицательных эмоций”, предполагающий отвлечение женщин от существующих переживаний путем активизации актуальных положительных эмоций, предварительное предупреждение о “серьезном разговоре”, поручение женщинам заданий, позволяющих отвлечься от нежелательных негативных чувств;

“немедленной остановки”, применяемый в ситуации резкого обострения межличностного конфликта; его суть заключается в том, чтобы не отвечать ударом на нанесенный удар, а собрать волю, энергично, корректно прекратить общение и спустя некоторое время, с учетом психологического состояния женщины, вернуться к проблеме, тактично выяснить отношения, устранить недоразумения и двусмысленность поведения и общения;

материального и морального стимулирования профессиональной деятельности военнослужащих-женщин, направленный на удовлетворение актуальных социальных проблем и эмоциональных ожиданий военнослужащих-женщин;

поощрения как средство активизации служебной мобильности женщин и актуализации их сущностных сил; как правило, адекватные профессиональные заслуги и взятые служебные рубежи военнослужащих-женщин необходимо широко популяризировать среди их референтной группы межличностного общения, членов семьи и профессиональных авторитетов;

дифференцированного подхода к личностным и профессиональным проблемам женщин, принятие обоснованных, справедливых решений при рассмотрении всех вопросов, касающихся как коллектива в целом, где проходит службу военнослужащая-женщина, так и особенностей проблемной ситуации, в которой она оказалась;

принуждения и наказания как самая крайняя мера педагогического воздействия, когда другие методы не дали желаемых результатов.

Практика воспитательной работы с военнослужащими-женщинами свидетельствует о том, что, осуществляя их профессиональное воспитание, необходимо вместе с тем стремиться избегать излишнего, неоправданного всепрощенчества. Это, как правило, ведет к тому, что женщины начинают выделять себя как особую привилегированную группу и считать, что командованию изначально необходимо предъявлять к ним заниженные требования по службе. Задача офицера-руководителя - быть справедливым ко всем подчиненным независимо от половой принадлежности, при этом быть подчеркнуто вежливым в предъявлении требований к женщинам. Нельзя забывать также, что именно на офицере-руководителе лежит ответственность за создание для военнослужащих-женщин необходимых бытовых условий, обусловленных спецификой их организма, при выполнении служебных обязанностей. Все это в целом должно способствовать формированию здоровой морально-психологической атмосферы в коллективе, нейтрализации неоправданных служебных конфликтов на гендерной основе и социальной поддержке военнослужащих-женщин в трудных ситуациях личной жизни и военно-профессиональной деятельности.