logo
Аварии на атомных подводных лодках

Причины аварийности

Система резолюций и постановлений подгоняла строительство и передачу атомных подводных лодок флоту. Временные рамка строительства советской атомной подводной лодки были жестко ограничены. Срок сдачи новой лодки утверждался на заседаниях Политбюро ЦК КПСС, и заводы не имели права передвинуть сроки завершения строительства. Это приводило к тому, что корабли принимались в эксплуатацию с существенными недоделками. Пытаясь успеть подготовить лодку в утвержденные сроки, заводы шли на упрощение ранее установленных условий сдачи АПЛ. В результате, сложилась практика, когда лодка передавалась флоту, имея дефектное или неисправное оборудование. В 1989 г. было выявлено 529 недоделок на новых атомных подводных лодках, переданных флоту. В 1990-91 г.г. новая атомная подводная лодка была возвращена на судостроительный завод после обнаружения многочисленных дефектов в механическом оборудовании. Еще одна АПЛ была передана флоту без установленных переключателей света в каютах экипажа и в ракетном отсеке.

Можно выделить несколько общих моментов из существующей практики, которые в той или иной мере явились предпосылкой возникновения аварий на российских атомных подводных лодках:

1) Вероятность аварии закладывалась еще на стадии проектирования из-за технологического отставания в таких областях как информатика, обеспечение скрытности плавания, системы обнаружения. Ощутимый вклад вносили конструктивные недоработки, связанные с наличием множества проектантов различных систем. Одной из основных проблем являлись недостаточно высокие качественные показатели используемых металлов и материалов.

2) На стадии строительства - нарушение судостроительными заводами установленных технологических стандартов и требований конструкторов, что в конечном итоге приводило к сдаче недоделанного корабля. Не последнюю роль играли сроки сдачи отдельных узлов и блоков атомной подводной лодки, что в совокупности с вышеупомянутыми нарушениями снижали качество корабля. Выполнение работы находилось на низком уровне из-за отсутствия технической культуры у рабочих судостроительных заводов. Во многих случаях на заводах и плавмастерских отсутствовали материалы и оборудование для выполнения необходимых работ.

3) Процесс испытаний и приемки построенных атомных подводных лодок прерывался для проведения работ, которые не были завершены в срок по причине задержки поставок того или иного оборудования. Находясь под давлением заинтересованных ведомств, заводы шли на передачу АПЛ флоту, не закончив необходимые испытания всех систем корабля.

4) Вероятность аварии повышалась уже после того, как АПЛ входила в боевой состав флота. Основные причины: неудовлетворительное техническое обслуживание, пренебрежение правилами эксплуатации, неотработанный регламент обращения с техникой и вооружением. Членам экипажа часто приходилось заниматься работой, не предусмотренной должностью, в результате чего прилагалось недостаточно усилий для подготовки экипажа на случай возникновения аварийных ситуаций. Рядовой состав на атомных подводных лодках проходил только 6 месяцев предварительного обучения, чего было явно недостаточно при возникновении на борту лодки предаварийной ситуации. Известен случай, когда командир АПЛ просил командование заменить 11 человек из 28 членов экипажа по той причине, что они плохо владели русским языком.[43] Очень распространенным было безответственное отношение к безопасности и среди специалистов. Экипаж был неподготовлен для того, чтобы предусмотреть потенциальную угрозу, которая могла бы привести к критической ситуации во время нахождения АПЛ на боевом дежурстве. Работа аварийно-спасательной группы показала отсутствие координации во время проведения операций по борьбе за живучесть на терпящей бедствие ПЛ, что ослабляло общую подготовку при возникновении многих аварийных ситуаций. Отсутствие официальных заключений и готовой информации по причинам возникновения аварийных ситуаций не позволяло принять меры для повышения уровня безопасности на борту атомных подводных лодок.