ВВЕДЕНИЕ
Чрезвычайные обстоятельства, возникающие при различных техногенных авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, а также социальных конфликтах, требуют от руководителей, их аппаратов управления (оперативных штабов) и личного состава своевременных действий, направленных на стабилизацию оперативной обстановки, уменьшение вредных последствий. Нередко это связано с риском для жизни и здоровья людей, нанесением значительного морального и материального ущерба.
Сотрудники органов внутренних дел, решая оперативно-служебные задачи по охране общественного порядка и обеспечению безопасности в чрезвычайных обстоятельствах различного характера, нередко сталкиваются с необходимостью их выполнения в условиях, приближенных к боевым. В этих условиях от аппаратов оперативного управления и личного состава требуется быть готовыми к выполнению не только оперативно-служебных, но и служебно-боевых задач в различных условиях складывающейся обстановки.
Для выполнения поставленных задач при чрезвычайных обстоятельствах различного характера организованно и четко необходима специальная подготовка аппаратов управления и личного состава, привлекаемого для проведения специальных операций.
Целью подготовки является обеспечение слаженных действий органов управления, группировки сил и средств при выполнении оперативно-боевых задач в условиях резкого осложнения оперативной обстановки.
Ответственность за организацию и состояние подготовки органов управления, элементов группировки сил и средств к действиям при ЧО несут руководители МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД РФ, образовательных учреждений МВД РФ, горрайлинорганов внутренних дел, а также соответствующие руководители и начальники по направлениям деятельности, личный состав которых (подразделения, подчиненные) участвует в решении задач при ЧО.
Подготовка сил и средств к действиям при ЧО включает:
· подготовку органов управления к выполнению задач при чрезвычайных обстоятельствах;
· одиночную подготовку сотрудников органов внутренних дел к действиям при ЧО;
· подготовку подразделений и элементов группировки сил и средств к выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач при ЧО;
· материально-техническое и морально-психологическое обеспечение действий личного состава, привлекаемого к предупреждению и пресечению ЧО.
Подготовка (обучение) органов управления и группировки сил и средств всех уровней должна осуществляться, начиная с простейших форм и заканчиваться более сложными.
Обучение проводится:
а) органов управления:
- на методических занятиях, групповых упражнениях - ежемесячно;
- на штабных тренировках - ежеквартально;
- на командно-штабных учениях - один раз в полугодие;
б) элементов группировки сил и средств (групп оперативно-служебного, служебно-боевого применения):
- на тренировках - ежемесячно;
- на тактико-специальных занятиях (тактико-строевых занятиях) - ежеквартально;
в) совместное обучение органов управления и элементов группировки сил и средств - на тактико-специальных (тактических) учениях - по окончанию года.
В органах внутренних дел обучение сотрудников, слаживание элементов группировки сил и средств организуется кадровыми подразделениями.
Организация подготовки органов управления возлагается на штабные подразделения.
Все занятия, тренировки и учения, как правило, проводятся на местности, на картах или макете местности. При этом создается обстановка, максимально приближенная к реальной.
Ответственность возлагается за подготовку и проведение:
· совместных командно-штабных, тактико-специальных (тактических) учений - на министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России, образовательных учреждений МВД России;
· командно-штабных учений, штабных тренировок - на заместителей министра внутренних дел, начальника ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России, образовательных учреждений МВД России;
· штабных тренировок, тактико-строевых занятий и тренировок элементов группировки сил и средств - на руководителей горрайорганов.
Координацию, методическое обеспечение, планирование и контроль за состоянием готовности сил и средств к действиям при ЧО осуществляют штабные подразделения.
Хорошо подготовленные и методически правильно проведенные занятия позволяют постоянно поддерживать высокую готовность личного состава к качественному выполнению внезапно возникающих задач при чрезвычайных обстоятельствах. Практическая направленность процесса обучения позволит выработать умение и навыки у сотрудников действовать в конкретной оперативной обстановке.
В данной контрольной работе я рассмотрю методику обучения и слаживания действий личного состава групп при чрезвычайных ситуациях, проводимых в ходе проведения тренировок, тактико-строевых (тактико-специальных) занятий, тактико-специальных учений, командно-штабных учений.