logo
Организация защиты военной тайны

1.2 Сведения военного характера, составляющие военную тайну

- о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом "Об обороне", об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

- о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

- о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

- о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

- о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

- о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке.

В силу специфических особенностей и характера деятельности, Вооруженные Силы обладают несравненно большим количеством сведений, составляющих государственную тайну, по сравнению с другими ведомствами и организациями. Как видно из вышеназванного Перечня, сведения в военной области - это прежде всего информация, которая отражает организацию и деятельность Вооруженных Сил государства. Следовательно, данные сведения являются военной составляющей государственной тайны и, несомненно, образуют ту часть военной тайны, которая охраняется законом.

Признаются содержащими государственную тайну лишь наиболее важные сведения в военной области, разглашение которых может причинить значительный ущерб интересам государства. Остальные же сведения военного характера с учетом интересов военной службы и в связи с особым характером этой службы должны быть признаны не подлежащими оглашению. Они являются второй составляющей военной тайны. Перечень таких сведений должен устанавливаться компетентными органами военного управления.

Основным источником для понимания правовой природы института военной тайны являются нормы УК РСФСР 1960 г., в котором понятия государственной и военной тайны в ряде составов преступлений (например, "измена Родине" и "шпионаж") четко разграничивались, а в ст. 259 "Разглашение военной тайны и утрата документов, составляющих военную тайну" объединялись.

Законодательством о воинских преступлениях была предусмотрена уголовная ответственность не только за разглашение сведений военного характера, составляющих государственную тайну, но и за разглашение иных военных сведений, не подлежащих оглашению, хотя и не являющихся государственной тайной. Это означало, что имелись и такие военные сведения, которые, не составляя государственной тайны, тем не менее являлись важными с точки зрения интересов боеготовности и боеспособности войск, поскольку разглашение их могло причинить определенный ущерб Вооруженным Силам. Такие сведения также охватывались понятием военной тайны.

Таким образом, под военной тайной следует понимать сведения военного характера, как составляющие государственную тайну, так и не составляющие государственную тайну, но не подлежащие оглашению.

В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации действует Временный перечень сведений, подлежащих засекречиванию. Соответственно сведения, находящиеся в этом перечне, и составляют ту часть военной тайны, которая структурно входит в государственную тайну и охраняется уголовным законом.

Однако вторая составляющая военной тайны, т.е. круг военных сведений, не подлежащих оглашению, но не имеющих грифа секретности, на сегодняшний день не предусмотрена специальным перечнем и не имеет уголовно-правовой охраны. Указанные сведения в современных условиях становятся объектом шпионской деятельности иностранных спецслужб.

Вооруженные Силы нуждаются в том, чтобы сведения об их внутренней жизни не выходили за пределы определенного круга лиц, не становились достоянием посторонних, так как это может причинить серьезный ущерб интересам боевой готовности и боеспособности войск. Именно поэтому в Вооруженных Силах Российской Федерации должен устанавливаться такой порядок, который исключил бы утечку не только военных сведений, составляющих государственную тайну, но и иных военных сведений, признаваемых органами военного управления не подлежащими оглашению. За нарушение данного порядка, т.е. за невыполнение военнослужащими своих обязанностей по строгому хранению военной тайны, законом должна быть установлена уголовная ответственность. Это означает, что меры уголовно-правового принуждения должны применяться не только в случаях, когда военная тайна по своему содержанию является государственной, но и когда она таковой не является. Разглашение военных сведений конфиденциального характера, не подлежащих оглашению, но не отнесенных органами военного управления к государственной тайне, должно признаваться преступлением.

До принятия Уголовного кодекса 1996 г. охране указанной категории сведений придавалось особое значение: в ст. 259 УК РСФСР была предусмотрена ответственность за их разглашение. Круг военных сведений, не подлежащих оглашению, определялся органами военного управления - компетентными воинскими должностными лицами на основе примерного перечня, утверждаемого приказом министра обороны. Сейчас такого перечня нет. Однако это не означает, что ранее охраняемые военные сведения теперь должны быть доступны любому, кто ими заинтересуется. На наш взгляд, этот пробел в законодательстве в ближайшее время должен быть устранен, иначе будет продолжаться утечка военной информации, что приведет к снижению боевой готовности Вооруженных Сил.

Мы живем в период бурного развития информационных технологий, в том числе применяемых в военных и разведывательных сферах деятельности государства, строим современные Вооруженные Силы в условиях борьбы с мировым терроризмом. Не оставляет сомнений тот факт, что анализ большого количества доступной военной информации может существенно приблизить потенциального противника к обладанию сведениями, составляющими государственную тайну Российской Федерации. Для этого он использует новейшие компьютерные технологии, позволяющие быстро анализировать, сортировать полученную информацию и в конечном итоге получить объективные сведения о тех или иных сторонах деятельности интересующего его государства. В таких условиях роль военной тайны в обеспечении военной безопасности России становится все более актуальной.

Исходя из вышеизложенного можно сформулировать определенные выводы и предложения, касающиеся второй составляющей военной тайны:

- во-первых, органы военного управления обязаны ограничивать доступ к определенным категориям информации - огромной массе сведений военного содержания, не имеющих грифа секретности, но не подлежащих оглашению. Речь идет о сведениях, содержащих такую информацию, которая при соответствующем анализе может быть использована во вред военной безопасности государства;

- во-вторых, необходимость в дополнительной защите компонентов военных сведений, не являющихся государственной тайной, но не подлежащих оглашению (военных сведений конфиденциального характера), обусловлена тем, что в обобщенном виде они впоследствии могут стать государственной тайной;

- в-третьих, совокупность военных сведений, не подлежащих оглашению, но не имеющих грифа секретности, должна определяться органами военного управления и предусматриваться специальным перечнем, утверждаемым министром обороны. Например, нормативным актом, юридически закрепляющим данный подход, может служить Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г.;

- в-четвертых, ответственность военнослужащих за разглашение таких сведений должна наступать в рамках специальной нормы, устанавливающей уголовную ответственность за разглашение военной тайны, введенной в разд. XI Уголовного кодекса Российской Федерации "Преступления против военной службы".

1.3 Области применения военной тайны

Следует отметить, что в современных условиях областью применения института военной тайны может стать защита пограничных сведений, которые при соответствующей интеграции становятся государственной тайной, либо производных от нее сведений.

В деятельности Вооруженных Сил военных сведений конфиденциального характера образуется достаточно много (научно-технические военные сведения, разведывательные сведения, внешнеполитические сведения, сведения о международных террористах и террористических организациях и т.п.). Даже при косвенном их упоминании должностные лица вынуждены засекречивать ту или иную информацию, что неизбежно приводит к увеличению числа грифованных документов, создает неудобства в работе, влечет необходимость расширения числа сотрудников, которым необходимо оформлять допуск к государственной тайне, и т.д. Подобное положение дел порождает и обратный процесс, имеющий крайне негативные последствия: стремление к максимальному представлению военной информации в открытом виде, чтобы не связывать себе руки режимными ограничениями. Последствия таких решений очевидны: потеря контроля над военной информацией, которая при определенных условиях может привести (и приводит) к утечке сведений, составляющих государственную тайну.

Таким образом, исходя из вышеприведенных аргументов, есть необходимость в теоретическом и законодательном определении военной тайны.

В целях приведения в соответствие положений, раскрывающих содержание государственной и военной тайны в федеральных законах, нормативных актах органов военного управления, охраняемые сведения военного содержания необходимо классифицировать следующим образом:

а) сведения в военной области, составляющие государственную тайну;

б) военные сведения конфиденциального характера, не подлежащие оглашению, доступ к которым ограничен органами государственной власти и военного управления в соответствии с федеральным законом;

в) военные сведения ограниченного распространения.

Первые две категории несут значительную правовую нагрузку и, несомненно, требуют уголовно-правовой охраны. Третья категория не требует такой охраны. Достаточно будет дисциплинарных мер воздействия со стороны органов военного управления в соответствии с общевоинскими уставами.

В практическом значении военную тайну следует рассматривать в узком смысле, выделяя только вторую ее составляющую, чтобы отграничить от государственной тайны и не допустить чрезмерного засекречивания военных сведений. Целесообразно закрепить в законодательстве такое ее определение:

Военной тайной признаются сведения военного содержания конфиденциального характера, доступ к которым ограничен органами государственной власти и военного управления в соответствии с федеральным законом.

Предлагается отразить приведенное определение, например, в Указе Президента Российской Федерации "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" 1997 г. N 188 и на основании указанных норм закрепить режим обеспечения сохранности военной тайны в Уголовном кодексе Российской Федерации.

Представляется целесообразным на федеральном уровне, с учетом отечественной и зарубежной практики, ввести для данной категории сведений специальный гриф "конфиденциально".

Данный подход к решению проблемы нормативного оформления военной тайны объясняется также расширяющимися политическими, военными, экономическими взаимосвязями России с зарубежными партнерами. Чтобы не допустить разглашения указанных сведений, требуется приведение в соответствие с реалиями настоящего времени режима и порядка их использования.

Законодательное определение института военной тайны послужит базой для создания режима обеспечения ее сохранности. Реализовать это необходимо в как можно короткие сроки. За основу можно взять систему нормативного регулирования защиты государственной тайны, учитывая исторический опыт развития этого института, а также проверенные на практике нормы отечественного и зарубежного законодательства. Для этого, возможно, потребуется создание отдельного нормативного акта (например, в форме указа Президента Российской Федерации)