2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основная цель создания этой системы, основные задачи РСЧС по защите населения от чрезвычайных ситуаций, силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций
чрезвычайная ситуация гражданская оборона
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций (объектов экономики), в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС.
Единая система (РСЧС) состоит из функциональных и территориальных подсистем и действует на пяти уровнях:
- федеральном, охватывающем всю территорию России;
- межрегиональном - территория нескольких субъектов РФ;
- региональном - территория субъекта РФ;
- муниципальном - территория города (района, населенного пункта);
- объектовом - территория объекта экономики (ОЭ).1. Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС», 30 декабря 2003г. №794.
К федеральному уровню РСЧС относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения федеральных органов исполнительной власти.
К межрегиональному уровню РСЧС относятся органы управления, органы исполнительной власти, силы и средства нескольких субъектов РФ. Он образован с учетом районирования территории РФ, которая поделена на семь, ранее указанных для РСЧС, регионов: Центральный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Дальневосточный, Сибирский, Южный. Каждый регион охватывает территории нескольких субъектов РФ.
К региональному уровню РСЧС относятся органы исполнительной власти, органы управления, силы и средства субъекта РФ.
Муниципальный уровень РСЧС включает органы местного самоуправления, органы управления, силы и средства муниципальных образований.
Объектовый уровень охватывает территорию объекта экономики (ОЭ) и включает руководство ОЭ, его органы управления, силы и средства.
На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, систем связи, оповещения и информационного обеспечения.
Функциональные подсистемы РСЧС создают федеральные органы исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере своей деятельности.
Территориальные подсистемы РСЧС формируются в субъектах Российской Федерации с целью предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в пределах их территорий. Эти системы состоят из звеньев, которые соответствуют административно-территориальному делению субъектов РФ.
На каждом уровне РСЧС созданы координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Силы и средства единой системы (РСЧС) подразделяются на силы наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации ЧС.
К ним относятся:
а) Силы и средства наблюдения и контроля РСЧС - службы (учреждения) и организации функциональных территориальных подсистем всех уровней РСЧС, осуществляющие наблюдение (мониторинг) и контроль за состоянием окружающей природной среды (ОПС), за обстановкой на потенциально опасных объектах (ПОО) и прилегающих к ним территориях, анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения.
Следовательно, силы наблюдения и контроля включают в себя органы, службы и учреждения, которые осуществляют госнадзор, инспектирование, мониторинг и контроль, анализ состояния ОПС, ПОО, веществ, материалов и здоровья людей.
б) Силы и средства ликвидации ЧС - силы и средства территориальных и функциональных подсистем РСЧС, предназначенные для проведения АС и ДНР в зонах ЧС.
В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС функционирование РСЧС осуществляется по трем режимам:
а) в режиме повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях;
б) в режиме повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
в) в режиме чрезвычайной ситуации - при возникновении ликвидации ЧС. Денисов, В.В. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях: учебное пособие - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/д: Издательский центр «МарТ», 2007
Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
- 1. МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Основные задачи МЧС России в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
- 2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основная цель создания этой системы, основные задачи РСЧС по защите населения от чрезвычайных ситуаций, силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 3. Гражданская оборона, ее структура и задачи по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий
- Глава iіі основы гражданской обороны
- 1.3.2 Основы государственной политики в гражданской обороне
- Тема 1. Основы гражданской обороны
- Организационная структура гражданской обороны
- 4.2. Организационные основы и задачи гражданской обороны
- 1.1.3. Организационная структура гражданской обороны
- 2.2. Организационная структура гражданской обороны
- Тема 1. Основы гражданской обороны.